О. Торбасов

Диктатура пролетариата при социализме

  1. «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 19, с. 27).

    Это пункт первый в наших рассуждениях.

    Советские ревизионисты, в унисон с более левыми антисталинистами типа троцкистов, утверждали:

    «Говоря это, Маркс имел в виду коммунизм как целое, как единую общественно-экономическую формацию (первой стадией которого является социализм), перейти к которой без социалистической революции и диктатуры пролетариата невозможно» (Открытое письмо ЦК КПСС партийным организациям, всем коммунистам Советского Союза. — «Правда», 14 июля 1963 г.).

    Но так ли это?

  2. Советские ревизионисты продолжают:

    «Имеется ряд высказываний В.И. Ленина, в которых совершенно ясно подчёркивается, что диктатура пролетариата нужна как раз для того, чтобы преодолеть сопротивление эксплуататорских классов, организовать социалистическое строительство, обеспечить победу социализма — первой фазы коммунизма. Отсюда понятно, что после победы социализма, когда в обществе остаются только трудящиеся, дружественные и совершенно изменившиеся в своей природе классы и некого больше подавлять, надобность в диктатуре пролетариата отпадает».

    Исчерпывается ли этим ленинское понимание диктатуры пролетариата?

    Пункт второй: диктатура пролетариата — это такой порядок, когда:

    «Государство отмирает, поскольку капиталистов уже нет, классов уже нет, подавлять поэтому какой бы то ни было класс нельзя.

    Но государство ещё не отмерло совсем, ибо остается охрана «буржуазного права», освящающего фактическое неравенство» (В.И. Ленин. ПСС, т. 33, с. 95).

    Сохраняется ли эта задача при социализме?

  3. И пункт третий — охрана «буржуазного права» осуществляется при социализме:

    «…В первой фазе коммунистического общества (которую обычно зовут социализмом) «буржуазное право» отменяется не вполне, а лишь отчасти, лишь в меру уже достигнутого экономического переворота, т.е. лишь по отношению к средствам производства…

    […] «Кто не работает, тот не должен есть», этот социалистический принцип уже осуществлён… Однако это ещё не коммунизм, и это ещё не устраняет «буржуазного права»…» (В.И. Ленин. ПСС, т. 33, с. 94).

    Советские ревизионисты демонстративно возмущались:

    «…Над кем же предлагают осуществлять диктатуру пролетариата китайские товарищи в Советском Союзе: над колхозным крестьянством или над народной интеллигенцией?».

    Разумеется, они не видели в своём обществе новой буржуазии, хотя сами к ней принадлежали. Однако всё обстоит ещё более шокирующе — ведь по мысли Ленина диктатура пролетариата защищает «буржуазное право» и от рабочих тоже!

Вывод: по Ленину диктатура пролетариата является непременным атрибутом социализма (хотя и не наоборот!), т.е. присутствует на всём его протяжении.

Социализм без диктатуры пролетариата — это чепуха, химера: общество с «буржуазным правом», которое никем не охраняется, которое осуществляется в порядке самоуправления. Но буржуазное право не может осуществляться в порядке самоуправления по самой своей сути! Это государственная мера, а, как подчёркивали китайские марксисты:

«Государство, как таковое, всегда носит классовый характер: пока существует государство, оно не может быть «общенародным»» (Центральный Комитет Коммунистической партии Китая. Письмо Центральному Комитету Коммунистической партии Советского Союза от 14 июня 1963 г.).

И классовая диктатура никак не может быть подменена, как предлагали это советские ревизионисты, «руководящей ролью рабочего класса».

25 октября 2006 г.