На минувших думских выборах РКРП-РПК выдвинула 19 кандидатов. 10 из них слетели с регистрации из-за подписей или по другим причинам: А.А. Харчиков (Санкт-Петербург), А.Г. Рубан (Респ. Башкортостан), Н.Н. Силантьев (Респ. Коми), Р.М. Зарифуллин (Респ. Татарстан), А.Д. Тараско (Кемеровская обл.), Д.В. Маленьких (Пермская обл.), Л.П. Падерина (Саратовская обл.), И.Ф. Черныш (Свердловская обл.), А.К. Черепанов (Тюменская обл.), А.В. Шведчиков (Челябинская обл.). Девятеро дошли до голосования: А.Ю. Живолук и В.М. Пинженин (Челябинская обл.), Н.Б. Полякова (Ханты-Мансийский а.о.), Д.В. Кузьмин (Санкт-Петербург), Ю.Г. Терентьев (Ленинградская обл.), В.Н. Туруло (Кировская обл.), М.И. Асеева (Курская обл.), Ю.И. Удовиченко (Ростовская обл.), А.С. Миронов (Москва). Кстати, 9 выдвинутых кандидатов недостаточно для выполнения закона о партиях, требующего не менее
На удивление хорошо выступил Миронов,
С точки зрения социального состава выдвинутых обращает на себя внимание то, что в их числе лишь один рабочий —
РКРП-шники говорят, что на этих выборах был заключён «блок КПРФ и РКРП-РПК». На самом деле это не совсем так. Во-первых, формально никакого блока, конечно, нет, а есть избирательный список КПРФ, по которому пойдёт несколько РКРП-РПК-шников. Во-вторых, по этому списку пойдут не только члены РКРП-РПК, но и прочая шушера, так что называть это «блоком РКРП-РПК и КПРФ» просто смешно. Это, как сказал Зюганов, «широкая коалиция на базе избирательного объединения КПРФ», а с финансовой точки зрения можно говорить о блоке КПРФ и ЮКОСа. В-третьих, наконец, предвыборная платформа «блока» устанавливалась всё-равно КПРФ.
При этом, как справедливо заметил Крючков, свобода агитации против предателей рабочего класса (и явных шовинистов — добавлю от себя) для РКРП-РПК начисто потеряна. Да им не больно-то и хотелось, тот же Крючков мечтал о союзе с националистами.
Как бы то ни было, соглашение с КПРФ было заключено:
«…Стороны договорились:… Распределение мест в списках произвести пропорционально результатам партий на выборах 1999 г.… Партии согласуют кандидатуры по всем территориальным округам (при этом обеспечивается норма закона «О политических партиях» для подтверждения участия РКРП-РПК в выборах (не менее 12 округов)» (см.). Замечу, что «пропорционально результатам партий на выборах 1999 г.» — это в соотношении 10.9:1.
Итак, вот кандидаты РКРП-РПК в списке КПРФ (по данным «Трудовой России» №183):
Источник называет также Г. Карякина (Оренбург) и А. Онуфриева (Владимир), но в списке КПРФ их нет.
Кажется, что кандидатов от РКРП много и пропорция соблюдена. В действительности это не так. 10 кандидатов из
«Решение о блоке принимал съезд, который учитывал все моменты. Наши представители были на съезде КПРФ, они передавали по мобильной связи всю информацию и мы принимали решения, зная всю ситуацию, в том числе, что КПРФ не выполняет свои обязательства по местам, квотам и еще целому ряду пунктов. Тем не менее, приняли решение идти с ними в этом союзе» (О перспективах борьбы в Думе и вне ее. Интервью с сопредседателем ЦК РКРП-РПК, депутатом Государственной Думы В.А. Тюлькиным).
Это решение принималось в августе 2003 г. А уже в сентябре нынешний помощник депутата Тюлькина — В. Шапинов уверял участников Интернет-рассылки Ex-USSR-Left, что
«…По реально проходным местам пропорции соблюдены. Первые
На самом деле это ничего не меняло. Вот что я писал по этому поводу в рассылке:
Давайте посмотрим, какие шансы у её известных кандидатов, кроме Тюлькина. Сначала общая прикидка. Всего КПРФ получила на прошлых выборах около 90 мест. Минус 18 в центральном списке — 72. Поделить на 20 региональных списков — 3.6.
Т.е.
О тех, кто на
О.В. Соловьев — «Ленинградская» группа, №4. Перед ним может выбыть только С.М. Сокол, тогда О.В. Соловьёв окажется третьим. Но Сокол — депутат, прошедший по списку, так что не вижу оснований считать, что на этот раз он пройдёт по одномандатному. (Действительно, Сокол провалился, с 6.5% оказавшись аж на 5 месте. И руководство РКРП, базирующееся в Ленинграде, не могло этого не предвидеть.)
В.И. Асеев — «Южно-черноземная» группа, №6. Перед ним могут выбыть максимум двое — Р.Г. Гостев и Н.Н. Иванов — которые идут по одномандатным округам и уже проходили по ним в Госдуму. Так что Асеев в лучшем случае оказывается четвёртым и всё равно непроходным. (На самом деле Гостев и Иванов провалились соответственно с 18% и 21%.)
С.М. Целых — «Западно-Сибирская» группа, №6. Перед ним могут выбыть А.А. Кравец, Л.Н. Швец и В.С. Чертищев. Но из них только Швец удавалось до сих пор пройти по округу (так произошло и в этот раз). Так что у С.М. Целых есть шансы оказаться разве что пятым — разумеется, непроходным.
В.Н. Потапейко. «Дальневосточная» группа, №6. Перед ним могут выбыть В.В. Гришуков, Г.Е. Гамза, И.А. Ждакаев. Но из них только Ждакаеву удавалось до сих пор пройти по округу (так произошло и в этот раз). Так что у В.Н. Потапейко есть шансы оказаться разве что пятым — разумеется, непроходным.
Итак, мы видим, что КПРФ надула-таки РКРП-РПК с «пропорциональным распределением» мест, Тюлькин надул свою партию ради думского мандата, а Шапинов пытается тут надуть всех нас.
Но. Откуда у Шапинова была такая уверенность в соблюдении пропорции РКРП-РПК в списке КПРФ, если, по словам Тюлькина, съезд был в курсе, что «КПРФ не выполняет свои обязательства»? Кто здесь врёт: Шапинов насчёт соблюдения пропорций или Тюлькин насчёт того, что РКРП-РПК доложили всю правду о том, как КПРФ её кидает? Я всё-таки склонен больше верить Шапинову.