О. Торбасов

Бакунинский концерт
17 апреля 2004 г. в Твери: заметки видео-оператора

Я достаточно слабо разбираюсь в музыке, да и не рискну называть себя знатоком вообще какого-либо искусства. Однако именно мне выпало снимать концерт, организованный тверской «РевАльтернативой» в ознаменование годовщины рождения М.А. Бакунина. Затем последовала долгая работа по препарированию видеоряда и монтажу фильма. Так что у меня была куча возможностей рассмотреть мероприятие, условно говоря, «под лупой». Из этого я вынес свои некомпетентные замечания, которые без ложной скромности и привожу ниже. Выставляя свои, сугубо субъективные, оценки по пятибалльной шкале, я имею в виду под «Пластикой» артистичность движений выступающих, под «Саундом» — насколько искусным и интересным мне показалось представленное сочетание музыки и песни, под «Вокалом» — насколько разборчивы были слова, преодолевавшие несовершеноство звукоусилительной техники, и под «Текстом» политическую правильность и значение текстов песен.

Организация концерта явно была недостаточно продуманной. Это отразилось в первую очередь в малом числе собравшихся: сказать, что присутствовали только участники выступающих групп, было бы преуменьшением, но, увы, не таким уж далёким от истины — музыканты в зале явно преобладали. Говорят, о концерте теперь ходят легенды и многие сожалеют, что не пришли. Значит, недостаточно было рекламы, хотя афиши я встречал по всему городу. Свою роль сыграло и положение комплекса, где проходил концерт, — вдалеке от центра, на самом краю города; в двух-трёх домах к югу расстилались до самого горизонта унылые пустоши, постапокалиптичный вид коих побудил нас с тов. Трэшом представить себя на Краю Света.

Идеологическое наполнение (помимо некоторых песен) было вовсе никакое, ограничившись прочувствованной, хотя и абстрактноватой речью тов. Радчука из московского отделений троцкистского Комитета за рабочий интернационал. А ведь такое мероприятие могло бы сыграть немалую агитационно-пропагандистскую роль, будь оно привязано, скажем, к антивоенной или бойкотистской кампании, борьбе за демократизацию образования или каким-то социально-экономическим требованиям. Правда, момент не подсказывал никаких чрезвычайных тем — в воздухе среди народа они явно не носились.

Но и несмотря на это нелишними оказались бы хотя бы один-два плаката, яркая листовка о поводе концерта, более содержательные краткие политические выступления между песнями. Будем надеяться, что в следующих экспериментах такого рода «ревальтернативщики» не ударят в грязь лицом.

Киноконцертный зал на окраине Твери «Мир» (временно пере­и­ме­но­ванный в «Классовую войну»)Конферансье — Д. Радчук (КРИ-Москва)Группа КРИ-Ярославль «Зал Ожидания»

Первой выступала ярославская группа «Зал Ожидания», у которой хочется отметить чёткую запоминающуюся мелодию и внятное политическое содержание. Исполнители пренебрегли артистизмом, сосредоточившись на звучании, вкладывая в него душу, и эта тактика дала свой успех.

Пластика
Саунд
Вокал
Текст

Следующим был москвич Цезарь, спевший под гитару пару песен. Как и у предыдущей группы, они были наполнены антипутинским пафосом. Правда, исполнение показалось мне (напомню, отнюдь не специалисту) не особо искушённым.

Пластика
Саунд
Вокал
Текст

Дальше, по утверждению тов. Галайды, выступила группа «Смесь», но, к сожалению, я её полностью пропустил и не нашёл потом ни следа на плёнке. Всё это странно, поскольку надолго я не отлучался. Остаётся только извиниться перед этой группой, но ничего о ней сказать я не могу.

Цезарь (Москва)Тверская группа «Триппер»

У тверской группы «Триппер» я не разобрал ни слова. Певец выступал с видимым жаром (недаром на нём всё время висла фанатка из зала), а вот его симпатичная напарница переминалась довольно бестолково, да и голоса её почти не было слышно. Не то, чтобы девушка обязана быть эротической иллюстрацией, но какая-то экспрессия здесь бы отнюдь не помешала. А вот гитаристы группы, как мне показалось, играли весьма неплохо.

Пластика/
Саунд
Вокал
Текст?

Торжокская группа «Склеп»

Торжокский «Склеп» откровенно порадовал death-овскими мотивами и вообще мастерством. Глаз радовали и очень гармоничная девушка со скрипкой, и вдохновенный, вызывающий в сознании образ Иисуса, певец, и второй гитарист с колоритным хайром. Идеально, на мой слух, работал ударник. Но, конечно, их песни демонстрировали печальный разрыв между искусством и политикой — последней они в явном виде не содержали. Хотя и явным фуфлом не были.

Пластика
Саунд
Вокал
Текст

Некоторые тексты осташковского «Угла Сна» были мне знакомы, но остальные различать было нелегко. Но общее впечатление — довольно положительное.

Пластика
Саунд
Вокал
Текст

Осташковская группа «Угол Сна»Публика перед сценойД. Чёрный читает поэму

Д. Чёрный прочитал свою поэму и, хотя он, конечно, советский фундаменталист и всё такое, она не была так уж плоха и прозвучала вполне уместно. После такого вступления на сцену вышел «Анклав» (Москва), продемонстрировав очень приличную музыку и, к сожалению, не очень внятный вокал, в котором, однако, явственно слышался, скажем, энергичный призыв: «Ломай систему!». Пожалуй, именно эта группа получила наибольший отклик зала, особенно, когда заиграла летовскую классику — «Лёд под ногами майора». Я Летова не люблю, но это моя личная особенность.

Пластика
Саунд
Вокал
Текст

Московская группа «Анклав»Группа РА-Ярославль «Рабочий Квартал»

Ярославская «ревальтернативная» группа «Рабочий Квартал» не произвела на меня особого впечатления. Выступала она с подлинным революционным пылом, но слова были трудноразличимы, а, когда звучала политическая тематика, мне чудился душок постмодернизма: «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым» или «Ленин! Партия! Комсомол!». Чтобы не обидеть зря этих товарищей, замечу, что их студийные записи заслуживают наивысшей оценки, а от их совместного с Da Ice Hawk гениального рэпняка «Деньги» я был в восторге, ещё только прочтя текст, и не переменил своего мнения, услышав песню.

Пластика
Саунд
Вокал
Текст

Группа РА-Тверь «Красный Террор»

И наконец последней (ввиду того, что ФСБ, по слухам, выражала пожелание администрации киноконцертного зала, чтобы она не выступала) была тверская «ревальтернативная» группа «Кра.Тер.», то бишь «Красный Террор». Это было великолепно и в РМП все были в трансе, увидев и услышав это. Группа была доформирована наспех и играла вразнобой, а солист тов. Галайда, взмахивая то правым, то левым кулаком, вовсю бравировал неуклюжим, но энергичным вокалом, бросающим вызов буржуазному вкусу. И такое оригинальное исполнение парадоксально гармонировало с политически концентрированными текстами. Забавно и приятно было услышать римейк «Варшавянки», возрождённой, можно сказать, живой практикой народа для нового существования.

Пластика
Саунд
Вокал
Текст

Публика перед сценой

Итак, если бы мне пришлось присуждать призовые места, я отдал бы 1-е место группе «Кра.Тер.», а 2-е и 3-е разделил бы между «Анклавом» и «Склепом». Тем не менее, у всех выступавших есть резервы роста и можно надеяться, что в будущем они порадуют нас, меломанов и леваков, своими новыми достижениями.