О. Торбасов
Бакунинский концерт
17 апреля 2004 г. в Твери: заметки видео-оператора
Я достаточно слабо разбираюсь в музыке, да и не рискну называть себя знатоком вообще какого-либо искусства. Однако именно мне выпало снимать концерт, организованный тверской «РевАльтернативой» в ознаменование годовщины рождения М.А. Бакунина. Затем последовала долгая работа по препарированию видеоряда и монтажу фильма. Так что у меня была куча возможностей рассмотреть мероприятие, условно говоря, «под лупой». Из этого я вынес свои некомпетентные замечания, которые без ложной скромности и привожу ниже. Выставляя свои, сугубо субъективные, оценки по пятибалльной шкале, я имею в виду под «Пластикой» артистичность движений выступающих, под «Саундом» — насколько искусным и интересным мне показалось представленное сочетание музыки и песни, под «Вокалом» — насколько разборчивы были слова, преодолевавшие несовершеноство звукоусилительной техники, и под «Текстом» политическую правильность и значение текстов песен.
Организация концерта явно была недостаточно продуманной. Это отразилось в первую очередь в малом числе собравшихся: сказать, что присутствовали только участники выступающих групп, было бы преуменьшением, но, увы, не таким уж далёким от истины — музыканты в зале явно преобладали. Говорят, о концерте теперь ходят легенды и многие сожалеют, что не пришли. Значит, недостаточно было рекламы, хотя афиши я встречал по всему городу. Свою роль сыграло и положение комплекса, где проходил концерт, — вдалеке от центра, на самом краю города; в двух-трёх домах к югу расстилались до самого горизонта унылые пустоши, постапокалиптичный вид коих побудил нас с тов. Трэшом представить себя на Краю Света.
Идеологическое наполнение (помимо некоторых песен) было вовсе никакое, ограничившись прочувствованной, хотя и абстрактноватой речью тов. Радчука из московского отделений троцкистского Комитета за рабочий интернационал. А ведь такое мероприятие могло бы сыграть немалую агитационно-пропагандистскую роль, будь оно привязано, скажем, к антивоенной или бойкотистской кампании, борьбе за демократизацию образования или каким-то социально-экономическим требованиям. Правда, момент не подсказывал никаких чрезвычайных тем — в воздухе среди народа они явно не носились.
Но и несмотря на это нелишними оказались бы хотя бы один-два плаката, яркая листовка о поводе концерта, более содержательные краткие политические выступления между песнями. Будем надеяться, что в следующих экспериментах такого рода «ревальтернативщики» не ударят в грязь лицом.
| | | |
Киноконцертный зал на окраине Твери «Мир» (временно переименованный в «Классовую войну») | Конферансье — Д. Радчук (КРИ-Москва) | Группа КРИ-Ярославль «Зал Ожидания» |
Первой выступала ярославская группа «Зал Ожидания», у которой хочется отметить чёткую запоминающуюся мелодию и внятное политическое содержание. Исполнители пренебрегли артистизмом, сосредоточившись на звучании, вкладывая в него душу, и эта тактика дала свой успех.
Следующим был москвич Цезарь, спевший под гитару пару песен. Как и у предыдущей группы, они были наполнены антипутинским пафосом. Правда, исполнение показалось мне (напомню, отнюдь не специалисту) не особо искушённым.
Дальше, по утверждению тов. Галайды, выступила группа «Смесь», но, к сожалению, я её полностью пропустил и не нашёл потом ни следа на плёнке. Всё это странно, поскольку надолго я не отлучался. Остаётся только извиниться перед этой группой, но ничего о ней сказать я не могу.
| | | |
Цезарь (Москва) | Тверская группа «Триппер» |
У тверской группы «Триппер» я не разобрал ни слова. Певец выступал с видимым жаром (недаром на нём всё время висла фанатка из зала), а вот его симпатичная напарница переминалась довольно бестолково, да и голоса её почти не было слышно. Не то, чтобы девушка обязана быть эротической иллюстрацией, но какая-то экспрессия здесь бы отнюдь не помешала. А вот гитаристы группы, как мне показалось, играли весьма неплохо.
Пластика | / |
Саунд | |
Вокал | |
Текст | ? |
| | | |
Торжокская группа «Склеп» |
Торжокский «Склеп» откровенно порадовал death-овскими мотивами и вообще мастерством. Глаз радовали и очень гармоничная девушка со скрипкой, и вдохновенный, вызывающий в сознании образ Иисуса, певец, и второй гитарист с колоритным хайром. Идеально, на мой слух, работал ударник. Но, конечно, их песни демонстрировали печальный разрыв между искусством и политикой — последней они в явном виде не содержали. Хотя и явным фуфлом не были.
Некоторые тексты осташковского «Угла Сна» были мне знакомы, но остальные различать было нелегко. Но общее впечатление — довольно положительное.
| | | |
Осташковская группа «Угол Сна» | Публика перед сценой | Д. Чёрный читает поэму |
Д. Чёрный прочитал свою поэму и, хотя он, конечно, советский фундаменталист и всё такое, она не была так уж плоха и прозвучала вполне уместно. После такого вступления на сцену вышел «Анклав» (Москва), продемонстрировав очень приличную музыку и, к сожалению, не очень внятный вокал, в котором, однако, явственно слышался, скажем, энергичный призыв: «Ломай систему!». Пожалуй, именно эта группа получила наибольший отклик зала, особенно, когда заиграла летовскую классику — «Лёд под ногами майора». Я Летова не люблю, но это моя личная особенность.
| | | |
Московская группа «Анклав» | Группа РА-Ярославль «Рабочий Квартал» |
Ярославская «ревальтернативная» группа «Рабочий Квартал» не произвела на меня особого впечатления. Выступала она с подлинным революционным пылом, но слова были трудноразличимы, а, когда звучала политическая тематика, мне чудился душок постмодернизма: «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым» или «Ленин! Партия! Комсомол!». Чтобы не обидеть зря этих товарищей, замечу, что их студийные записи заслуживают наивысшей оценки, а от их совместного с Da Ice Hawk гениального рэпняка «Деньги» я был в восторге, ещё только прочтя текст, и не переменил своего мнения, услышав песню.
| | | |
Группа РА-Тверь «Красный Террор» |
И наконец последней (ввиду того, что ФСБ, по слухам, выражала пожелание администрации киноконцертного зала, чтобы она не выступала) была тверская «ревальтернативная» группа «Кра.Тер.», то бишь «Красный Террор». Это было великолепно и в РМП все были в трансе, увидев и услышав это. Группа была доформирована наспех и играла вразнобой, а солист тов. Галайда, взмахивая то правым, то левым кулаком, вовсю бравировал неуклюжим, но энергичным вокалом, бросающим вызов буржуазному вкусу. И такое оригинальное исполнение парадоксально гармонировало с политически концентрированными текстами. Забавно и приятно было услышать римейк «Варшавянки», возрождённой, можно сказать, живой практикой народа для нового существования.
Итак, если бы мне пришлось присуждать призовые места, я отдал бы 1-е место группе «Кра.Тер.», а 2-е и 3-е разделил бы между «Анклавом» и «Склепом». Тем не менее, у всех выступавших есть резервы роста и можно надеяться, что в будущем они порадуют нас, меломанов и леваков, своими новыми достижениями.