Фильм Жан-Люка Годара «Один плюс один», также известен как «Симпатия к дьяволу». Второе название связано с легендарной песней «Роллинг стоунз», процесс создания которой запечатлён в фильме.
Первоначально Годар планировал снять РІ Англии фильм РѕР± абортах РЅР° деньги меценатки греческого происхождения Рлени Коллард. Однако весной 1968-РіРѕ английские законы РІ отношении права женщин РЅР° аборт серьёзно смягчились. Тем РЅРµ менее, французский режиссёр выразил готовность снять фильм РІ Англии, если РІ нём будет сниматься культовая английская СЂРѕРє-группа — либо «Битлз», либо «Роллинг стоунз».
РњРёРє Джаггер относился Рє Годару СЃ большим почтением, Рё ему, безусловно, льстило, что режиссёр заинтересовался «Стоунз», считавшимися РІ те времена провокационным, бунтарским коллективом. Р’ РєСЂСѓРіСѓ тогдашней лондонской богемы, РІ котором вращались «Роллинг стоунз», нашли широкое распространение леворадикальные взгляды. Рождённый РІ рабочей семье РІРѕ время РІРѕР№РЅС‹, РњРёРє РІ 1968-Рј также старался как можно чаще демонстрировать СЃРІРѕСЋ антибуржуазность. Рто РјРЅРѕРіРѕ лет спустя — РІ 1998В РіРѕРґСѓ, впервые посетив СЃ концертами Р РѕСЃСЃРёСЋ, РѕРЅ СЃ улыбкой миллионера будет вспоминать, что РІ юности считал себя коммунистом, Р° затем осознал, что нужно быть более «прагматичным»…
А в то время Мик дружил с известной актрисой Ванессой Рэдгрэйв (кто ещё из Революционной рабочей партии был так верен старичку Джерри Хили, как она?) и молодым левым интеллектуалом пакистанского происхождения Тариком Али из Международной марксистской группы — будущим редактором «Нью лефт ревью». Вместе с ними 17 марта он принимал участие в массовой демонстрации против войны во Вьетнаме на Гросвенор-сквер и даже бросал камни в полицию…Стоит ли говорить, что и песни Stones делали тогда шикарные. Вышедший в мае 68-го сингл «Джек-попрыгунчик» (Jumpin’ Jack Flash) моментально стал одним из гимнов бунтующей молодёжи, саундтреком для сражений на баррикадах. Будоражащий, много раз повторяющийся проигрыш на акустических гитарах был словно сигналом для того, чтобы взять камни в руки или во время укрыться от обильного слезоточивого газа… But it’s all right now, in fact, it’s a gas!
Годару нравятся Stones. Годар будет снимать Stones. 30 мая (того самого французского красного мая) режиссёр покидает Париж и вылетает в Лондон, оставив работу над документальным фильмом «Майские события» (Les Evenements du Mai), оставив сражающийся революционный Париж ради дождливого Лондона и «Стоунз»…
Впоследствии РњРёРє Джаггер вспоминал, что РІ РёСЋРЅРµ 1968-РіРѕ РѕРЅ РјРЅРѕРіРѕ раз встречался СЃ Годаром РІ его гостиничном номере Рё долго беседовал СЃ РЅРёРј, желая глубже понять замысел фильма. Однако, несмотря РЅР° искреннее желание РњРёРєР°, сделать это ему так Рё РЅРµ удалось. Борьба «Чёрных пантер», чтение вслух текстов Леруа Джонса Рё Рлриджа Кливера РЅР° автомобильной свалке, вожделение чёрными мужчинами белых женщин, как проявление классовой ненависти, повторение прихиппованными юношами строк РёР· «Майн кампф» РІ магазине порнографической литературы, создание музыки, интервью СЃ героиней РїРѕ имени «Ева РѕС„-Демокраси» (Eve ofВ Democracy — «Канун Демократии»; роль исполняет жена Годара РђРЅРЅР° Вяземская), тема казни, политические карикатуры Рё откровения — РІСЃС‘ это никак РЅРµ складывалось РІ голове РњРёРєР° РІ цельную картину. Однако нужно ли это было? Ведь Джаггер — всего лишь СЂРѕРє-звезда… Рможно ли ждать РѕС‚ английской СЂРѕРє-звезды большего?
В то же время сам Годар уверял журналистов, что «хочет сделать этот фильм как можно более простым»… «Моя главная задача — уничтожить идею культуры. Культура — это алиби империализма. Существует Министерство войны. Существует Министерство культуры. Следовательно, культура — это война»,— объяснял режиссёр в одном из интервью. В своём фильме Годар стремится раскрыть диалектику созидания (творчество и поиск — то, что символизируют «Стоунз») и связанного с ним процесса радикального разрушения гниющего буржуазного общества (одним из передовых отрядов этого движения являются как раз «Чёрные пантеры»).
Фильм «Симпатия к дьяволу» является единственным последовательным портретом Stones за работой в эпоху их расцвета. Как вспоминают музыканты, в лондонской «Олимпик студио» обычно царил полумрак, но при включении ярких огней ламп создавалось нереальное освещение, отлично подходящее для работы над песней с первоначальным названием «Дьявол мне имя» (Devil is my name). Кадры получились на редкость документальными. Годар запечатлел полную изоляцию Брайана Джонса, всеми игнорируемого, где-то в сторонке одиноко бренчавшего на акустической гитаре. Через год Мик Джаггер и Кит Ричардс вытолкнут Брайана из группы, а ещё спустя месяц светловолосый основатель «Роллинг стоунз» трагически погибнет. Такова симпатия к дьяволу. Кто знает: может, принеся Брайана в жертву, Stones выпросили у сил зла своё долголетие и многомиллионные доходы?
Дьявольщина, безусловно, присутствовала в «Олимпик студио». Как рассказывает биограф «Роллинг стоунз» Стивен Дэйвис, во время второго сеанса съёмки от осветительных ламп загорелся потолок студии. Языки пламени вспыхнули в четыре часа утра, когда джэм был в самом разгаре. «Стоунз» и все их гости выбежали из здания в тот самый момент, когда началась рушиться кровля. Годар не мог поверить в реальность происходящего и бормотал что-то себе под нос. Прибывшие пожарные залили звукозаписывающую аппаратуру водой, но басисту Биллу Уаймену в последний момент удалось спасти драгоценные пленки.
Французский режиссёр намеревался оставить песню «Сочувствие дьяволу» (Sympathy for the Devil) незавершённой, однако продюсер фильма Ян Кварриер настоял, чтобы в фильме «Роллинг стоунз» исполнили законченную песню. Для этого Годару пришлось возвращаться из Парижа в Лондон и снимать дополнительное выступление группы. Объяснялось это коммерческими соображениями. Такое развитие событий неминуемо привело к конфликту между режиссёром и продюсером, на премьере фильма между ними даже произошла драка. По-видимому, по причине тех же коммерческих соображений уже после своего выхода фильм «Один плюс один» был переименован в «Сочувствие дьяволу».
Жан-Люк Годар не скрывал своего разочарования в Rolling Stones, так как они не поддержали его в конфликте с продюсером. С досадой режиссёр констатировал: «Stones более политизированы по сравнению с другими группами, но они должны с каждым днём становиться ещё более политизированными. Новая музыка могла бы стать началом революции, но не стала. Она представляется, скорее, паллиативом по отношению к жизни. Stones всё ещё осуществляют научный эксперимент, но не классовую борьбу или борьбу за производительные силы».