Хельги-назгул

Диалектика производительных сил
и производственных отношений в Средиземье

И станешь щитом тем землям,
Что ненавистны Верным,
Чтобы снова отдать себя
За Юг и Восток.

Ниэннах

Нынешний мир расколот натрое — на три идеологии, три культуры, три модус вивенди: наиболее старый пласт либерального сознания, правящий ныне корпоративизм от социал-демократии до фашизма и широко понятый коммунизм, иначе говоря, левая идея. Они являются функцией соответственно от мелкого, свободно-рыночного буржуазного производства, государственно-монополистического капитализма и закономерно нарождающегося движения за освобождение пролетариата и всего общества от угнетения. Хотя, казалось бы, ничто так не далеко от пронизывающей нас диалектики производительных сил и производственных отношений, как сказки, классовый подход может быть с успехом применён к фэнтэзийным произведениям и на примере лучших из них он засияет с особенной яркостью.

Итак, возьмём толкиенистский мир — Средиземье — и запустим туда наиболее последовательных представителей названных тенденций. Каковы будут их действия, к кому они примкнут, рассуждая логично?

Представителю мелкого капитала одинаково неуютно будет и в мобилизационном Мордоре, и в феодально-застойном Гондоре. Южные и восточные народы с их общинно-родовыми пережитками ему также будут ни к чему. Скорее он предпочтёт убраться куда-нибудь на Север — подальше от государева ока, а ещё лучше — в купеческий Эсгарот, где монархия не слишком сильна, эдакий аналог старого Новгорода. Будут вести свои дела с гномами, эльфами, торговать с вастаками и гондорцами, из последних сил цепляясь за свои вольности. С ними всё ясно — третья сторона, серединка наполовинку, белые пройдут — грабят, чёрные пройдут — грабят.

Корпоративисты у нас сейчас представлены двумя основными видами — «официозным» («Единая Россия» и т.п.) и «коммунопатриотическим» (КПРФ и иже с нею, вплоть до Е. Громовой и далее). Такой человек обязательно, как и в жизни, купится на посулы белого правящего класса и устроится куда-нибудь в канцелярию Соединённого Королевства — ну чем не Советский Союз?! А что монархия, ну так… как пишет Громова, «Гондор ждет своего Короля!». Да и сам Дж.Р.Р. Толкин в своё время был корпоративистом и соответственно расписал запад Средиземья — с его малосодержательной «духовностью», политическим квиетизмом, неприятием технической цивилизации (ср. фразу национал-патриота из UA-Left Ю. Дергунова «Для Востока всегда было характерным развитие гармоничное, а Запад всё время летит куда-то очертя голову» — только тут инверсия сторон света). Корпоративист постарается сподвигнуть государя на модернизацию в духе Петра I и, в конечном итоге, построение капитализма «без капиталистов» — государственного капиталиста. При этом он запросто оправдает империалистическую политику Высшей расы (High People) в отношении «недоразвитых» Дикарей (Wild People). Вспомним, колонизационная экспансия Нумэнорэ проходила под обычными для корпоративистов цивилизаторскими лозунгами, но перед дикарями можно было и вообще не стесняться… «Увы! — сказали они. — Пришёл конец вашему обитанию в этих холмах. Здесь решили построить себе жилища люди с Запада, а племя тьмы должно уйти — или быть истреблено» («Тал-Эльмар») А можно объявить сепаратистов опасными агрессорами, мирное сосуществование с которыми невозможно, — как это было, между прочим, в случае с Чёрными нумэнорцами в Умбаре. Закрепившись на побережье, гондорские империалисты вскоре показали себя куда большими хищниками, чем умбарцы — отхватили себе изрядный кус Харада. Так же ранее были захвачены земли вастаков до озера Рун, не говоря уже о сомнительной аннексии Энэдвайθа и Тусклоземья.

Настоящий же левый постарается способствовать развитию в Средиземье для начала капитализма — прежде всего через технический прогресс. И тут ему волей-неволей придётся примкнуть к тёмным. Потому как опекаемые «потусторонними», глубоко религиозными эльфами люди Запада за тысячелетия не достигли заметного продвижения в этой области и все новации принадлежат их врагам.

Давайте припомним детали деятельности Саўрона в Нумэнорэ. «Поначалу он открывал только тайны ремёсел, и учил делать множество вещей мощных и поразительных; и они казались хорошими. Наши корабли ходят теперь без ветра, а многие из них сделаны из металла, что обдирает подводные камни, и они не тонут ни в штиль, ни в бурю; но они больше не выглядят прекрасными» (HoME-5) — вздыхает эльфолюб-ретроград, неспособный оценить новую, индустриальную красоту. Пусть лучше люди голодают, а корабли тонут — лишь бы без неэстетичных инноваций и разрушения старых стереотипов — вот их логика!

«Здесь стоит Храм. Он сделан из мрамора и золота, стекла и стали, и чуден, но приводит в ужас. Никто не молится в нём» (там же) — не больше ли это похоже на лабораторию пленного инженера? Впрочем, не только инженера, о развитии самобытной человеческой культуры Саўрон также заботился: «Они говорят, что мы должны забросить эрэссэйский язык и возродить родную речь людей. Саўрон учит ему» (там же). Что, нелегко представить Саўрона в роли учителя языка? А он был им.

После Акаллабэθ люди Запада быстро скатились к исходному уровню… В «Хоббите» подчёркивается, что орки искушены в слесарном деле, в то же время половинчики, хотя и ловко управляются с инструментами, «не понимают и не любят машины более сложные, чем кузнечные меха, водяная мельница или ручной ткацкий станок» (LotR). С различной машинерией всё время возился Старец (Саруман) — с тех пор, как начал темнеть. Вспомните хотя бы применение его орками взрывчатых веществ, которое необразованный Арагорн воспринял как «devilry», т.е. «чертовщина», «колдовство».

Короче, не будет без тёмных у народов Средиземья никакой индустриализации, не видно к ней никаких иных предпосылок. А тогда не видать им и гражданских свобод, не говоря уже о коммунизме. Поэтому всякий вменяемый левый будет выбирать между Тёмным повелителем и Старцем.

Какие ещё заботы у него будут? Он постарается защитить некий очаг прогресса — удобнее всего окопаться в горах Мордора (он, судя по вулканической активности, должен быть богат полезными ископаемыми) и установить в пределах этих гор мобилизационный режим, дабы не пасть жертвой белого террора. Далее имеет смысл сдерживать напор империалистов. Успех империализма чертовски вредит будущему делу коммунистической революции, поскольку, как указал В.И. Ленин в «Социализме и войне», «возможность угнетать и грабить чужие народы укрепляет экономический застой, ибо вместо развития производительных сил источником доходов является нередко полуфеодальная эксплуатация «инородцев»».

С другой стороны, следует развивать связи с колониальными народами. Что мы и видим в случае Мордора — в союзе с ним выступают монголоидные восточники и негроидные южане/харадрим.

Итак, дорога коммуниста в Средиземье лежит через Моргульскую долину к вратам Минас Моргyлу. Тук-тук. За работу, товарищ?