Советская фантастика дала миру немало сильных произведений, наполненных коммунистическим духом. Однако вряд ли стоит подходить к ним некритически. Величайший советский фантаст Ефремов, например, в «Часе быка» в жёсткой форме отрицает сталинизм и маоизм, умаляя роль коллектива в обществе. Его герои оказываются вследствие этого суховаты и неестественны. Налёт индивидуализма и послужил причиной, по которой этот роман (впрочем, не лишенный и положительных качеств), в отличие от его же «Туманности Андромеды», охотно переиздают в буржуазной России.
Другие писатели, к сожалению, не пытались рассмотреть вопрос о влиянии научно-технического прогресса на отношения людей, представляя социально-бытовую сферу неизменной, а формы общности законсервированными. Новая коммунистическая личность моделируется у Ефремова, хотя и в мелкобуржуазных тонах. Развитие же коммунистического человечества в целом блестяще описано Снеговым, Казанцевым, Гуревичем. Моральные задачи, решаемые их героями — обладателями характеров, взятых из современной жизни, стоят перед нами и сегодня.
Еще более актуальна в нынешней России «Атавия Проксима» Лазаря Иосифовича Лагина. Книга эта рассказывает о буржуазном государстве, оказавшемся по вине бестолковой военщины закинутым на орбиту Земли. Некоторая архаичность (написано ещё при Сталине) и слабая научная проработка не уменьшают реалистичности действующих лиц. Алчные капиталисты, продажные чиновники и журналисты, агрессивные националисты, запутавшиеся обыватели живо напоминают российскую действительность. Интересно также описание деятельности коммунистов и рабочих активистов.
Вообще, советская фантастика представляет собой замечательное средство коммунистической пропаганды. Однако, идеологически верные ранние произведения страдают несовременностью, несколько, может быть, наивны, а в поздние уже начинает проникать буржуазная идеология. Эти особенности обязательно нужно учитывать.
Как ни странно, иногда и буржуазные писатели-фантасты выдают произведения, пригодные для пропагандистского использования коммунистами.
Майкл Муркок — «Кочевники времени». Книга рассказывает о борьбе в трёх параллельных мирах с британским, американским и российским империализмом. Её страницы полны образами благородных революционеров и антирасистов. Эффектны описания оплотов социализма (база повстанцев в Китае и марксистский Бантустан в Африке), реалистично описаны мерзости колониализма, захватывает грозная поступь национально-освободительных движений. Изюминку книги составляют беседы с участием В.И. Ульянова, Н. Махно, И. Джугашвили. Антиимпериалистический заряд её просто потрясает.
Гарри Гаррисон. Цикл о Билле Герое Галактики — великолепно пародийный взгляд на американскую армию. Основная идея — критика милитаризма с анархо-коммунистических позиций. Тот же псевдопатриотический дух и антисоветская истерия высмеиваются в «Звездных похождениях галактических рейнджеров».
Роберт Хайнлайн — скорее анархо-индивидуалист. Поэтому национал-освободительная революция лунных шахтёров в «Луна жестко стелет» является безусловно мелкобуржуазной. Однако исключительно интересно применение компьютера для подготовки восстания. Подробно описана конспиративная система ячеек. Из его же «Двери в лето» можно почерпнуть ценные впечатления об антирабочем законодательстве и нелепостях рыночной экономики.
Произведения как Хайнлайна, так и Гаррисона отличаются неприятием национализма, отрицанием государства, всякого подавления и угнетения.
Вопрос о детерминированности социально-политического развития ставится Айзеком Азимовым в цикле «Основание». В нём с помощью науки психоистории вычисляются рассчитываются процессы в галактическом сообществе. Сейчас жизнь ставит перед нами аналогичную проблему — математического обоснования марксизма с использованием новейших компьютерных систем.
Что могут предложить молодому коммунисту современные российские фантасты? Увы, практически ничего. Хороша критика ельцинизма в «Сатанинском зелье» Юрия Петухова, но либералов-капитализаторов он, в традициях НПСР, представляет этакими новыми… большевиками.
Святослав Логинов в «Многоруком боге далайна» изображает народ как тёмную, эгоистическую массу, неспособную оценить величия одиночек. Та же индивидуалистическая проповедь волюнтаризма содержится в произведениях Ника Перумова, продолжателя известного писателя в жанре сказочной фантастики Толкиена. Историю в его романах творят сильные личности — боги, маги, герои-завоеватели. То же можно увидеть и у других. Крестьянские восстания и буржуазно-демократические революции не беспокоят пасторально-феодальные миры фэнтэзи. Авторы не признают идеи прогресса, поэтому их произведения — всего лишь сказочные застывшие картинки, может быть, красивые, но не жизненные. Они отражают извечный страх господствующих классов перед кардинальными изменениями общественного устройства, их исторический пессимизм.