Джерри Рубин. Действуй! М.: Гилея, 2008. — Серия «Час „Ч”».
Культовые герои левых, появившиеся во второй половине ⅩⅩ века — как правило, бунтари и радикалы, а не ученые и партийные функционеры: это Че, Дебор, Хоффман, Майнхоф, но уж никак не Альтюссер или Джеймисон (хотя тот же Маркузе был одно время невероятно популярен). С кем ассоциировать себя левому: с активистом, предпочитающим словам действия, или с занудой, сочиняющим очередной том про кризис капитализма в пыльном кабинете? Однозначного ответа на этот вопрос нет: первые не обойдутся без вторых, вторые — без первых.
Активисту порой достаточно одних лозунгов, теоретику нужны разработанные абстрактные конструкции. Смысл и в том, и в другом есть тогда, когда практика и теория отвечают запросам текущего момента: не бывает вечно актуальных героев, идей и книг.
Когда Альтюссеру для успешного продолжения партийной и исследовательской работы понадобилось развязать старого и молодого Маркса, он сделал это и придумал «недиалектический марксизм». Левый пантеон достаточно разнообразен, чтобы оттуда можно было брать подходящие фигуры и смыслы и вводить их в тот или иной контекст — а ещё лучше изобретать новых героев, идеи, образы, события. Только надо помнить, что невероятно новое и безумно актуальное часто в кратчайшие сроки теряет способность к воспроизводству и превращается в очередное забавное сумасбродство, на которые так падка массовая культура.
Рменно РІ такой оптике надо читать впервые изданную РІ Р РѕСЃСЃРёРё РєРЅРёРіСѓ Джерри Р СѓР±РёРЅР° «Действуй!В». Любимец неформалов Рё поклонников психоделики знатно побунтовал РІ 60-Рµ Рё РЅРµ менее знатно скурвился впоследствии (талант РЅРµ прокуришь: после окончания Вьетнамской РІРѕР№РЅС‹ РѕРЅ стал преуспевающим «креативным бизнесменом», РѕРґРЅРёРј РёР· первых инвесторов компании В«Рппл»), Р·Р° что подвергался очень агрессивным «наездам» СЃРІРѕРёС… вчерашних товарищей, РІСЂРѕРґРµ РР±Р±Рё Хоффмана. Для чего сегодня нужен Р СѓР±РёРЅ? Р’ первую очередь для того, чтобы инициировать новых активистов, тех, РєРѕРјСѓ уже РЅРµ нравится капитализм, РЅРѕ ещё РЅРµ нравится социализм.
Р’ предисловии Рє РєРЅРёРіРµ «Действуй!В» переводчик СЃ легкой грустью замечает: «„DO IT!” — самый честный, подробный Рё идеологически выверенный источник познания. Р РЅРµ РІРёРЅР° автора, что сегодня эта РєРЅРёРіР°, скорее всего, будет воспринята как слепок древности, Р° РЅРµ как библия поколения NextВ». Сущая правда: РєРЅРёРіР° Р СѓР±РёРЅР°, типичного для того времени революционера Рё радикала, создавшего вместе СЃ РР±Р±Рё Хоффманом Р№РёРїРїРё («Международную молодёжную партию» — смесь С…РёРїРїРё Рё новых левых) РєРѕРіРґР°-то возбуждала сердца молодёжи, РЅРѕ сегодня она — всего лишь любопытный документ ушедшей СЌРїРѕС…Рё 60-С…. Написанная импульсивно, даже экзальтированно («Марихуана делает каждого Богом. Дунь, Рё тебе сразу захочется перевернуть РјРёСЂ вверх тормашками. РќРёРєРѕРіРґР° РЅРµ говоришь „моя дурь” — всегда „наша дурь”. Р’СЃС‘ для всех. Коммунистический наркотик»), РєРЅРёРіР° Р СѓР±РёРЅР° местами кажется более архаичной, чем тексты СЂСѓСЃСЃРєРёС… радикалов ⅩⅨ века.
РќРѕ именно РІ ситуативности, поверхностности Рё заключается сила этого памфлета: Джерри Р СѓР±РёРЅ Рё его товарищи остались РІ истории РЅРµ РІ последнюю очередь потому, что РЅРµ боялись говорить Рё делать глупости. Ресли некоторые глупости были вполне остроумными, как, например, знаменитое выдвижение СЃРІРёРЅСЊРё РЅР° РїРѕСЃС‚ президента, то некоторые, РІСЂРѕРґРµ тех же дифирамбов каннабису, заслуживают лишь снисходительной улыбки. Р’ этой РєРЅРёРіРµ, как Рё РІ её авторе, есть что-то винтажное: РѕРЅРё РІ достаточной мере своеобразны, старомодны Рё привязаны Рє породившей РёС… СЌРїРѕС…Рµ. Рнтерес Рє Р СѓР±РёРЅСѓ РІ чём-то СЃСЂРѕРґРЅРё любви Рє виниловым пластинкам Рё краут-СЂРѕРєСѓ, РЅРѕ протестный потенциал винтажной культуры, СѓРІС‹, невелик.
Р’ отличие РѕС‚ своего ближайшего сподвижника РР±Р±Рё Хоффмана Р СѓР±РёРЅ РЅРµ покончил жизнь самоубийством. Наоборот, РІ конце концов, РѕРЅ стал вполне благонамеренным гражданином — Рё РІСЂСЏРґ ли стоит удивляться тому, что РІ РіРѕРґ 40-летия 68-РіРѕ РІ «Клубе имени Джерри Рубина» отказались проводить презентацию РєРЅРёРіРё «Действуй!В», напичканной РІСЃСЏРєРёРјРё «экстремистскими» призывами Рё воззваниями. Рстория публикации В«Do it!В» вообще очень интересна. Р’ 1990В Рі., РЅР° волне интереса Рє «несоветскому социализму» Рё «некоммунистическим левым» несколько глав впервые РЅР° СЂСѓСЃСЃРєРѕРј было опубликовано РІ «Комсомольской правде», РЅРѕ целиком книжка так Рё РЅРµ вышла. Р’ 1994В Рі., РЅР° страницах «Новой Юности» (отделившейся тогда РѕС‚ старой «Юности»), появились РґСЂСѓРіРёРµ несколько глав. Теперь «психоделические левые» рассматривались как РѕРґРЅРѕ РёР· допустимых извращений внутри РЅРѕРІРѕРіРѕ СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ либерализма, своеобразная клоунада РїСЂРё «развитой Рё продвинутой демократии», РЅРѕ книжка СЃРЅРѕРІР° РЅРµ вышла, так как сама «демократия» РЅР° глазах вышла РёР· РјРѕРґС‹ Рё уступила место разным формам национализма Рё имперской ностальгии, которым, опять же, никакой Р СѓР±РёРЅ (кто РѕРЅ, РІ конце концов, РїРѕ национальности?) был РЅРµ нужен. РўР° же «Новая Юность» закончила СЃРІРѕРё РґРЅРё «умеренно консервативным» изданием. Только РІ нулевых годах некоторый интерес вернулся РЅР° фоне РґРІСѓС… РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ: Р° РёР· какой традиции взялись антиглобалисты? Рё неужели славное средневековое прошлое — единственная известная людям живая альтернатива капиталистическому спектаклю? Ответом РЅР° эти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ Рё занялось издательство «Гилея» РІ своей серии «Час „Ч“».
Давно уже нет ни хиппи, ни йиппи, теперь у нас «хипстеры», публика неглупая, но «беспрограммная» — с ними и нужно как-то работать. Одна из главных задач, стоящих сейчас перед левыми,— научиться писать конкурентоспособные тексты и начать определять повестку дня. Рна этом пути яркая, парадоксальная «агитация» Рубина, настолько же безумная, насколько и рационально просчитанная, вряд ли будет особо полезна — многие предпочтут ей нудный, напичканный специальными философскими терминами трактат Лукача или Адорно или чей-то популярный журналистский пересказ этих классиков. В любом случае, хорошо, что издательство «Гилея», восполняя культурный пробел, продолжает публиковать известные антикапиталистические книжки. Кто-то из нас найдёт в них ответ на вопрос «Как действовать?», а кто-то — ответ на вопрос «Чего не надо больше делать никогда?»