Перепечатка делается без ведома автора (материал будет снят в случае его требования). Источник: http://www.apn.ru/index.php?chapter_id=135&data_id=147&do=view_single
Прошедший 23 октября 2004 г. пленум ЦК КПРФ относительно неожиданно озвучил ряд тезисов, о которых уже давно говорили многие политические аналитики и которые, с точки зрения официально исповедуемой КПРФ марксистской идеологии должны были бы представляться вполне очевидными. Новость, собственно, в том, что КПРФ начала говорить на серьёзном языке, а не муссировать обесцветившиеся штампы об «антинародном режиме» и о «союзе красного и белого идеалов» вкупе с набором приевшихся патриотических заклинаний.
Одним из таких тезисов стало признание существования в стране буржуазно-демократической оппозиции режиму и возможности союза с такой оппозицией.
Естественно, что с точки зрения оппозиционной риторики
Но прежде всего, попробуем восстановить историографическую правду. Ведь утверждение, что тезис «врозь идти, вместе бить» принадлежит не большевику Ленину, а меньшевику Плеханову, снижает его легитимацию в глазах последовательных оппозиционеров, а параллель с провокатором Гапоном вообще бросает тень на лидера российской оппозиции… Плеханов действительно сформулировал этот тезис в
«Нам неизбежно придется getrennt marschieren (врозь идти), но мы можем не раз и мы можем именно теперь vereint schlagen (вместе ударять). Было бы желательно, чтобы это соглашение охватывало не только социалистические, но и революционные партии, ибо в ближайших целях борьбы нет ничего социалистического, и мы не должны смешивать и никогда не позволим смешивать ближайшие демократические цели с нашими конечными целями социалистической революции» (В.И. Ленин. ПСС, т. 9, с. 280).
Более того, ещё в январе 1905 г., в статье «Рабочая и буржуазная демократия» («Вперед», №3, 24(11) января 1905 г.) по поводу союза с буржуазно-демократическими партиями, Ленин, различая, как он обозначает, «пролетарское» и «интеллигентское» крыло социал-демократии, пишет:
«Интеллигентское крыло сочиняет мерку хорошей, доброй и заслуживающей доверия буржуазии. Пролетарское никакой доброты от буржуазии не ожидает, а поддерживает всякую, хотя бы и самую худшую буржуазию — постольку, поскольку она на деле борется против царизма… Пролетарское крыло стоит на точке зрения целесообразности: мы вас поддерживаем исключительно в зависимости от того, можем ли мы ловчее нанести хоть какой-нибудь удар нашему врагу» (В.И. Ленин. ПСС, т. 9, с. 182).
Мы видим, во-первых, по сути, отвлекаясь от конкретного словесного выражения, Ленин выдвигает тезис о союзе с либеральной буржуазией ещё до статьи Плеханова; — во-вторых, что он формулирует алгоритм приоритетов — союз с социальным врагом против политического, против системы недемократической власти.
Собственно, об этом шла речь ещё за десять лет до революции 1905 года, когда стоял вопрос о союзе с «легальными марксистами», т.е. будущими лидерами либеральной буржуазии, против народников. С этой точки зрения, вопрос о том, кто первым сформулировал сам слоган «Врозь идти, вместе бить!» — Ленин или не Ленин — вообще не значим. Во-первых, потому, что как было сказано, принцип, который можно описать данной формулой, Лениным был принят задолго до оспариваемого эпизода. Во-вторых, потому, что, кто бы ни был автором данной формулы, важно то, что Ленин его принимал.
Что касается принципиальной оценки «либарально-коммунистического» альянса, то здесь всё несколько сложнее. Все
«Либеральные реформы»
В этом тезисе как бы смешивались два представления о государстве: как об основном регуляторе экономической и социальной жизни, и как о сверхценном воплощении национального единства. Первое понимание обычно характерно для современного либерализма и для социализма, второе — для традиционного консерватизма и национализма. Соединение этих подходов находило поддержку в самых разных группах политического класса, вне зависимости от их идеологических предпочтений, равно как в разных сегментах широких масс, ещё не осознавших своей новой социально-классовой принадлежности.
После прихода к власти Владимира Путина «государственнические» требования казалось, стали выполняться: Ельцин ушел на пенсию, «либеральные» партии стали терять позиции во власти, либеральная риторика сменилась на патриотическую, самые видные и политически активные олигархи подверглись гонениям, вплоть до тюремного заключения, и позиции в публичной политике явно утратили.
Началось, действительно, новое размежевание. В шестерёнки этого размежевания попали разные партии, в первую очередь — КПРФ. В начале 2000 г. она поставила на Путина, заключила «Союз 18 Января» с «Единством» и ЛДПР против «ОВР», «СПС» и «Яблока».
В результате, она помогла Путину разгромить те фракции политической элиты, которые неоднократно негласно выступали её союзниками во второй половине
Таким образом, для одной части бывшей антиельцинской оппозиции Путин — «Иван-Царевич», долгожданный герой. Он укрепляет государство, сажает олигархов, разгоняет либералов и ведет дело к скрытой национализации. Для другой — он — «оборотень в погонах». Он укрепляет бюрократию за счёт демократии, урезает социальные гарантии, вводит в политический обиход элементы полицейщины. Соответственно, вывод первой части — надо Путину всемерно помогать уничтожить наследие
Проблема в том, что обе логики по-своему закончены в рамках избранных постулатов. Спор между ними — почти то же, что спор последовательного материалиста с последовательным идеалистом. Доводы каждого, в рамках принятой логики, почти неопровержимы.
Всё дело в том, какие постулаты мы избираем. Вопрос об отношении к Путину лишь на поверхностном уровне структурирует новое размежевание, в основе же лежит выбор тех или иных социально-экономических и идеологических приоритетов.
В политической сфере. Если нам важно сохранить государство как таковое, не вдаваясь в то, кому оно будет служить — то государство важнее демократии. Уничтожение влияния олигархов — благое дело, поскольку повышает независимость государства.
Если государство — не самоценность, а институт, который должен служить тем или иным социальным группам, — то демократия важнее государства, а уничтожение влияния олигархов есть сбрасывание государством последних, хотя и довольно непривлекательных, остатков контроля за ним со стороны хотя бы каких-то групп гражданского общества.
В экономической сфере. Если нам важно, чтобы некая часть крупнейших собственников не могла паразитировать на захваченной у общества части экономики, то экономический разгром олигархов — это хорошо, у них всё надо отобрать, а самих посадить, чтоб не наглели. Национализация их собственности — просто замечательно.
Если нам важно не столько то, будет ли собственность у олигархов, а то, будет ли она у остальных граждан, то экспроприация со стороны бюрократии ничем не лучше режима олигархии. Такая национализация — только ухудшит положение тех, кто собственности лишён. Недаром сегодня работники в государственных секторах получают зарплату значительно ниже, чем в частном.
Зюганов впервые поставил для себя вопрос о том, что нынешнее российское государство не реформируемо, бюрократия нереформируема, и надо создать другое государство, основанное на самоорганизации общества снизу. Тем самым он, в неявной форме, вплотную подошел к старому ленинскому тезису о необходимости разрушения существующего государства.
Если тезис принимается, встает вопрос о том, кто может помочь в деле разрушения существующего государства. В этом смысле Солозобов правомерно увязывает вопрос о союзе с либеральной буржуазией с установкой на деструктивность. Относительно существующего государства Зюганов действительно деструктивен, но он конструктивен относительно создания другого государства. И здесь два вопроса: могут ли «либералы» помочь разрушить это государство? Могут, поскольку оно для них так же неприемлемо, как и для коммунистов. Могут ли помочь построить новое государство? Отчасти да, отчасти нет. Да, поскольку их интересует такое государство, которое будет контролируемо гражданским обществом. Нет, поскольку им нужно государство, которое будет отвечать интересам иных, по сравнению с коммунистами, социальных групп.
Но даже буржуазно-демократическое государство, т.е. государство, враждебное коммунистам, для коммунистов лучше нынешнего. Сомневающиеся могут ответить самостоятельно на следующие вопросы. Возможно ли было при Ельцине:
Разумеется, дело не в том, что Ельцин был бы против этого, а Путин оказался за. (Хотя Гайдар однажды проговорился, что его правительство хотело провести монетизацию льгот ещё в 1992 г., но «добрый дедушка Ельцин не согласился»). Дело в том, что в тех условиях правила игры позволяли оппозиции сдерживать подобные начинания. Сегодня оппозиция таких возможностей не имеет.
Не имеет, прежде всего, в силу той веры в Путина и его режим, которую питает как часть бывшего оппозиционного политического класса, так и значительная часть избирателей. Прежняя лево-патриотическая оппозиция демонстрирует своего рода политический луддизм в сочетании с былой верой утопистов в то, что им удастся убедить разумных правителей принять на вооружение свои рецепты счастья для народа. Что касается пропутинских масс, то они ещё менее утончённы. Испытывая удовлетворение от справедливого возмездия символам