В первой половине августа в США под эгидой ЮНЕСКО прошла международная экономическая конференция, посвящённая проблемам Третьего мира и так называемых «переходных экономик» стран Восточной Европы. Мне предоставилась возможность принять участие в работе форума.
Первое, с чем приходится сталкиваться жителю бывшего СССР при желании поехать в центр современного империализма — США — это унизительнейшая процедура получения визы. Визы для туризма или деловых поездок регулярно получают граждане различных стран в самых различных посольствах мира. Но получение визы для въезда в США для жителя бывшего СССР — особый, патологический случай.
Помнится, как в свое время все западные «радиоголоса» взахлёб требовали права свободного выезда для граждан СССР. Как усердствовали с этим наши доморощенные «правозащитники» и «демократические диссиденты», сколько было написано про это статей в перестройку! СССР нет вот уже почти 10 лет. И что же, западные либеральные демократии обрадовались случаю и широко распахнули свои двери?! Как бы не так! Все западные страны, а США в особенности, стараются максимально ограничить въезд для «дикарей» из Третьего мира и экс-социалистических стран (нечего вам тут делать в нашем империалистическом раю!).
Для начала необходимо заплатить $45 за заполнение одной лишь анкеты для получения визы (в случае отказа со стороны посольства в выдаче визы эти деньги не возвращаются!). Тем не менее в Киеве возле посольства США традиционно выстраивается очередь украинских граждан по той или иной причине желающих поехать в Соединенные Штаты. Необходимо доказать служащему посольства, что ты не являешься потенциальным иммигрантом (для этого у тебя спросят размер твоего дохода), привести какую-нибудь причину, по которой ты заинтересован вернуться обратно в Украину (например, доказать, что у тебя есть недвижимая собственность на Украине и т.д.). Необходимо 10 раз пересказать причину и цель твоего визита в США (многим имеющим родственников в Штатах отказывают, так как боятся, что люди уедут для воссоединения семьи). В общем итоге драгоценную визу получает около 30-35% от общего количества подавших анкеты.
Но, так или иначе, 2 августа в 10:45 утра аэрофлотовский аэробус «А310» (обратите внимание — в страны Запада сейчас практически не летают самолеты советского/российского производства — только «Боинги» или «Евроаэробусы» — это к слову о «поддержке отечественного товаропроизводителя») поднял меня в воздух над московским аэропортом «Шереметьево-2». Через 9 часов 45 минут наш самолет совершил посадку в нью-йоркском аэропорту имени Джона Кеннеди.
Первое впечатление от Нью-Йорка — это необычайная удушающая жара. Представьте себе: субтропическая климатическая полоса города вперемешку с испарениями от океана и выхлопными газами транспорта! Это просто какой-то ужас.
Возле выхода из аэропорта уже дежурят наши иммигранты-таксисты (видимо, знающие расписание прибытия самолетов из Москвы) и на чистейшем русском языке спрашивают — «тебе куда ехать», «куда нужно».
Яркое впечатление производит также неимоверно пестрый национальный состав Нью-Йорка и Вашингтона. Создается впечатление, что это просто какой-то всемирный ноев ковчег — каждой твари по паре. По прогнозам демографов к 2050 г. белые в США окажутся в меньшинстве. Судя по крупным городам, расположенным на океанических побережьях, это уже свершившийся факт. Как-то не согласуется традиционный стереотип американца-янки (белый протестант англо-саксонского происхождения) с имеющимся ныне национальным и расовым многообразием. Это неудивительно — основной поток иммигрантов в США в 90-е годы шёл из Латинской Америки и азиатско-тихоокеанского региона. На третьем месте — многострадальные экс-социалистические страны СНГ и Восточной Европы.
Нью-Йорк производит впечатление какого-то огромного сумасшедшего дома. Все куда-то бегут, куда-то торопятся, о чём-то перекрикиваются друг с другом. На выходе из аэропорта полицейские выдают специальные инструкции для иностранцев, как следует себя держаться на улицах Нью-Йорка — ни в коем случае нельзя начинать разговаривать с незнакомцами, нельзя встречаться взглядом на улице, избегать громко разговаривать и смеяться в метро (чтобы не привлекать к себе внимание преступников).
Поскольку конференция проходила в Вашингтоне, то мне необходимо было весьма быстро перебраться из аэропорта имени Джона Кеннеди в аэропорт Ла Гурдия. Интересно, что представляют из себя аэропорты в США — это не цельное здание, в котором централизовано проводится регистрация и посадка пассажиров на все рейсы, совершаемые из данного аэропорта, а просто набор терминалов, принадлежащих той или иной авиакомпании.
При посадке на борту самолета из Нью-Йорка в Вашингтон моё внимание вдруг привлек красивый светловолосый парёнек лет 20 с майкой, на которой было написано буквально следующее: «Fight for communism — Lucha por communismo» и подпись «Progressive Labour Party». Вот это чудо, подумал я. Неужели этот парень и впрямь член маоистской PLP (Прогрессивная Трудовая Партия) — той самой партии, которая в 60-е годы была основной маоистской партией в США и активно участвовала в движении Students for Democratic Society (Студенты за Демократическое Общество). Попросил сесть вместе с ним, разговорились. Оказалось, что так оно и есть! Его зовут Брент. Много расспрашивал меня о России, об Украине, о наших коммунистах. Это было весьма показательно — два самых молодых пассажира на самолете рассуждали о коммунизме, о штатовском империализме, о революции. И это в антикоммунистических США! В конце обменялись координатами.
Но на самом деле левое движение в США безумно слабо! Нет даже никакого намека на революционную борьбу. Левые организации представляют из себя небольшие интеллигентские секточки, ведущие какое-то полуподпольное существование (напр., члены большинства организаций, стоящих левее социал-демократии, предпочитают называться вымышленными именами и фамилиями). Да и состоят в них, по американским меркам, безумцы, изгои, сумасшедшие, фанатики, не понимающие прелестей западной демократии и «American Way of Life».
Все эти разговоры о «многочисленном американском пролетариате» (или более широко «западном») которые любят постоянно повторять, например, троцкисты или бордигисты — это либо начётническое следование собственным догмам, либо выдавание желаемого за действительное, либо просто непроходимая глупость. Штатовские и западноевропейские рабочие — это вовсе никакой не «революционный авангард мирового пролетариата», как пытаются нас в этом убедить троцкисты, бордигисты и анархо-синдикалисты.
Напротив, эти рабочие — самодовольная шовинистическая мелкая буржуазия, паразитирующая на сверхэксплуатации Третьего мира (и нас в том числе). И в самом деле — какая может быть революционная борьба, если Соединенные Штаты сегодня — это мировая империя, добившаяся очень высокого уровня жизни благодаря ограблению всего остального мира, и в результате этого ослабившая внутренние социальные противоречия. Основную массу населения этой страны составляет сытое мещанское самодовольное стадо — «средний класс», готовый силой оружия (Ирак, Ливия, Югославия) подавлять «дикарей» Третьего мира и защищать свой высокий уровень жизни.
Ещё раз хочу подчеркнуть, специально для некоторых наших наивных товарищей, слишком буквально понимающих принцип пролетарского интернационализма, — в США нет никакого многочисленного революционного пролетариата, готового уже завтра свергнуть капитализм в Америке и установить там Союз Североамериканских Социалистических Штатов. Как таковых «пролетариев» фактически не осталось. Значительную часть промышленного производства США вынесли в так называемые «новые индустриальные колонии» (Мексика, Бразилия, Аргентина, Южная Корея, Малайзия, Индонезия, Китай и т.д.). Напр., в США уже не осталось ни одного коксо-химического завода — их всех перенесли в Мексику. На тех же промышленных предприятиях, что ещё остались в Америке, работают в основном цветные иммигранты (латиноамериканцы, афроамериканцы, выходцы из азиатских стран).
Нет, конечно же есть в Америке бедные и даже очень бедные люди, но их удельный вес в обществе относительно невелик. В центре Вашингтона, прямо возле самого Белого Дома я увидел как минимум троих бездомных, один нищий просил милостыню в метро.
Однако можно привести такую простую арифметику — 70% общества составляет «средний класс» (причём «средний класс» по их штатовским меркам — тот кто владеет комфортабельными домами с семью-восемью комнатами, начинёнными всевозможной домашней электроникой, двумя автомашинами и проводит отпуск где-нибудь границей). 20% общества — бедные и 10% — это «верхи» — различные виды буржуазии и upper middle class (верхняя прослойка среднего класса — всякие там преуспевающие менеджеры, фотомодели, профессиональные спортсмены и т.д.). Само собой становится понятно, что всякие разговоры о революции в США становятся полуабстрактной мистикой, за которые наиболее шовинистические представители «среднего класса» могут и морду набить. Если и произойдут какие-либо преобразования в США близкие к социалистическим, то это будет сделано либо под давлением цепи революций в Третьем мире (что лишит США возможности экономического грабежа этих стран путём выкачивания ресурсов и неэквивалентного обмена), либо вследствие какого-то очень-очень глубокого мирового экономического кризиса.
Всё это приводит к тому, что даже левые и леворадикалы в США медленно, но уверенно деградируют. Вследствие отсутствия более или менее масштабной классовой борьбы (она есть, но в значительной мере приглушена, частично замалчивается), американские левые вынуждены бороться за какие-то второстепенные цели и задачи — феминизм, борьба за права подопытных зверушек. Очень любят американские левые бороться за права гомосексуалистов и лесбиянок.
Кстати о гомосексуализме. Его распространение приняло в США неслыханные масштабы. Многие даже специально выдумают истории про свой гомо- или бисексуализм. Вполне нормально в США быть бисексуалом. Это считается как бы альтернативным проявлением мужественности. Право быть гомосексуалистами (или лесбиянками) для своих прихожан уже признали ряд баптистских конфессий, большинство лютеранских, пресвитерианских, кальвинистских и др. церквей. Как я уже говорил, бороться за права гомосексуалистов и лесбиянок в США (как впрочем и в целом на Западе) считается хорошим тоном. В этом активно участвуют даже всевозможные штатовские левые и ультралевые.
Штатовцы — безумные шовинисты, на каждом втором доме весит флаг США. Скажешь им что-то плохое про Америку — глаза повыцарапывают! Подавляющее большинство штатовцев уверены, что их страна самая лучшая, самая демократичная, что в ней всё устроено наилучшим образом, что всё самое лучшее в мире — штатовское.
И ещё сразу бросается в глаза показушная религиозность штатовцев, граничащая с религиозным фундаментализмом. В жилых районах церковь стоит на церкви и церковь погоняет. Церкви самые различные — католические, баптистские, лютеранские, пресвитерианские и т.д. В США не важно даже к какой конфессии или вероисповеданию ты принадлежишь — лишь бы к какой-то принадлежал. Поэтому неудивительно, что при опросах оказывается, что более 80% американцев верят в ад и рай, а ок. 50% уверены, что Солнце вращается вокруг Земли! Становится сразу понятно, что наплыв всевозможных американских протестантских сект в нашу страну в течение последнего десятилетия — это также часть хорошо продуманного культурного империализма.
В целом, в морально-психологическом климате общества США преобладает конформистско-позитивистское мышление. Я даже и не знаю, что должно произойти, чтобы большинство штатовцев начали думать по-революционному.
Однако глубокий правый консерватизм общественно-политической жизни соседствует с резким, шизофреническим динамизмом экономической жизни. Чтобы удержаться «на плаву», не попасть в презренную касту неудачников-«лузеров» (о, это в Америке безумное ругательство, и нам — людям, во многом несущим тяжкий груз «совковости», этой логики не понять!) нужно крутиться «как бобику».
Сама конференция была весьма скучной и вялой. Основной лейтмотив выступлений сводился к тому, что развивающиеся страны потому так бедны, что, оказываются, «не умеют рационально использовать свои ресурсы», а населяющие эти страны народы «от природы склонны поддерживать авторитарные режимы».
Наиболее фешенебельно высказался один баптистский пастор, предложивший «среднему классу» Запада начать в порядке христианского милосердия и благотворительности оказывать посильную помощь Третьему миру!
В отношении проблем Восточной Европы также не было высказано ни одной оригинальной мысли. Всё в основном сводилось к тому, что люди в этих странах «за годы коммунизма» слишком привыкли во всём полагаться «на помощь государства» и, будучи предоставлены самим себе, в условиях свободного рынка оказались беспомощны!
На фоне этого прозвучало лишь несколько более-менее радикальных докладов, с проклятиями в адрес МВФ, ТНК и международного империализма.
Я покидал Соединенные Штаты с тяжёлыми чувствами и каким-то неприятным осадком. В самолете по дороге обратно я с ужасом думал, что из нашей страны — бывшего СССР — хотят сделать примерно то же самое, что и США, только с уровнем доходов и жизни раз в десять ниже.