Аркадий Цоглин

Свободную мысль в церковь не загонишь!

В Саратове, как и по всей стране, усиливается влияние Русской православной церкви. Стало уже привычным строительство храмов РПЦ за счёт государственных средств и всемерное покровительство религии со стороны начальников всех рангов. По воле президента страны в образовательных учреждениях введены новые предметы — изучение основ так называемых традиционных для России конфессий. Священники становятся составной частью правящего класса, как было до 1917 года. При этом наблюдается полное пренебрежение интересами нерелигиозной части общества, атеистов и агностиков. В средствах массовой информации редко появляются публикации, написанные в духе критики религии и церкви, хотя очевидно, что неверующие составляют значительную часть населения.

В этих условиях глотком свежего воздуха стало сообщение о том, что в ночь с5на6сентября на зданиях Саратовского госуниверситета появились листовки антиклерикального и антикоррупционного содержания, выпущенные от имени свободного профсоюза «Студенческая оборона». Молодые люди протестуют против принудительного насаждения религии в университетскую жизнь, явно противоречащего интересам развития научного знания. В листовках есть замечательные слова: «Подлинная наука всегда провокационна, идёт вразрез с консервативным мышлением и устоявшимся положением вещей. Мы призываем студентов сражаться за науку: разоблачать лжеучёных в рясах и золотых крестах; клеймить политиканов, выдающих пропагандистские мифы за реальность; бить коррупционеров, высасывающих деньги из бедных студентов». Появление этих листовок означает, что руководству университета не удалось задавить свободомыслие среди студенческой молодёжи, заставить её безропотно следовать политике обслуживания РПЦ.

Уместно вспомнить, что Саратовский университет носит имя одного из выдающихся атеистов России — Николая Чернышевского, который в своё время решительно выступал с критикой православной церкви и религии вообще. В своих трудах он показывал антинаучный характер религиозных догм, насаждаемых Синодом православной церкви, невежество и реакционный характер деятельности церковников, тормозивших развитие страны. А в наши дни ректорат СГУ, на словах выражающий уважение памяти великого демократа, даёт согласие на возведение православного храма как раз на том месте, где долгие годы стоял бюст Чернышевского! Видимо, руководству вуза показалось недостаточным наличие одной церкви в помещении Ⅵ корпуса СГУ. Эта церковь посещается, в основном, окрестными старушками, а не студентами (как и большинство православных храмов города). И вот теперь закладывается новая церковь, в которую, надо полагать, студентов будут приводить в принудительном порядке по указанию ректора. Это прямое нарушение ст. 14 Конституции РФ, провозглашающей светский характер государства. Разве университет перестал быть государственным учреждением?

Почему на это не реагирует прокуратура, в обязанности которой входит контроль за соблюдением законов? Странно и безразличное отношение к происходящему со стороны части профессорско-преподавательского состава СГУ. Видимо, трудно выступить против воли ректора Леонида Коссовича, протеже местного отделения партии «Единая Россия» и её «вождя» Вячеслава Володина. Судьба бывшего декана исторического факультета СГУ Мирзеханова, уже более трёх лет подвергающегося травле со стороны ректорской свиты, их многому научила — лучше молчать, а то задавят или вовсе вышвырнут из университета, как несколько десятков сотрудников вуза, подвергшихся в этом году сокращению за несогласие с политикой руководства.

Тем не менее, надежда остаётся. И она связана с молодёжью. Как показала история с возрождением «Студенческой обороны», среди вузовской молодёжи есть прогрессивные и здоровые силы, не позволяющие оболванить себя религиозной пропагандой и готовые бросить вызов официальному вранью. Отрадно и то, что акция студентов поддержана независимыми саратовскими СМИ. Так журналист демократического еженедельника «Богатей» Л. Юрьев остроумно назвал нынешний СГУ филиалом духовной семинарии Саратовской епархии. Горько, но справедливо.