Олег Торбасов

Полит. попса и реформа образования

С точки зрения научной индустрии общество «наше» делится на четыре неравных категории — касту Труда, касту Власти, касту Знаний и касту Слова. Это нормально для общественно-экономической формации1.

Атлантом, держащим на спине небо, в частности, общественного информационного метаболизма, выступает пролетарский класс, который все — и в первую очередь он сам — держат за быдло. Некоторые, особенно изощрённые идеологи — постиндустриалисты — уверяют, что этого класса уже (почти) не осталось или он совсем-совсем не такой, как прежде, а строят здания, пекут хлеб и собирают будильники усердные нанороботы. На самом деле, конечно, случается, что новый аппарат требуют от рядовых работников большей, нежели прежде, квалификации. Но это означает, что он ещё «сырой», программа не отлажена, интерфейс не додуман — и всё делается, чтобы с новой техникой мог управиться любой идиот. Капитализм, собственно, возник, создав спрос на массу исполнителей простого труда, и с этим социальным заказом органически связан.

На самом верху восседает кучка такого же и, может быть, более худшего быдла, кое, однако, никто за таковое не держит, а все держат за «крутых и прочих деловых»2 — чиновники и бизнесмены. В меру своей жадности они эксплуатируют пролетариев и в меру соображения — делятся с интеллигентскими прослойками.

За бетонными стенами, в перегороженных стеклом лабораториях колдуют над ретортами и генераторами Тесла хитрожопые и яйцеголовые «Эйнштейны драгоценные, Ньютоны ненаглядные, любимые до слёз»3 в белых халатах. Всем известно, что под их белыми халатами таится коварная мечта захватить мир4 или, по меньшей мере, наводнить его кровожадными зомби-мутантами5.

Наконец, чтобы рассказать нам про концентрацию воды в воздухе на Луне6, есть жалкие существа, заслуженно презираемые всеми, кроме самих себя,— журналисты. Профессиональные и в силу этого некомпетентные, ибо вынуждены наспех писать о неинтересных им вещах, чтобы заработать (недаром Маркс называл главнейшей свободой печати «не быть промыслом»7). Ну, а платит им… понятно, кто.

К последней категории примыкает явление, кровно затрагивающее и уязвляющее организаторов революционного освобождения пролетариата8 — «попсовые левые». Позабыв об «измах», они трактуют любую животрепещущую проблему с точки зрения «здравого смысла» и немедленного сиюминутного успеха. Да, это определение оппортунизма — такие они и есть.

Антисциентистские фобии — это просто!

Вот, например, генно-модифицированные организмы… Да-да, те самые черепашки-ниндзя, превратиться в коих страшится любой обыватель, даже не научившийся выговаривать «аш-один-эн-один». О чём думает сферический пролетарий в вакууме9, глядя на ряды товаров с меткой «не содержит ГМО»? Он думает: «Ведь эти буржуи своей выгоды не упустят, а и до генетики была куча способов сэкономить на здоровье потребителя. Была — и никуда не делась, как бы они ни усыпляли моё внимание такими метками. Интересно, насколько безобидны вот эти вот консерванты, вкусовые добавки, красители, суррогаты? Хрен их знает, разбираться надо».

Вот, какой-нибудь яйцеголовый и мог бы объяснить рабочему человеку, что его питание (без ГМО) — неполноценно и сводит его в могилу10, даже если он не прибегает к разрушительной алкогольной анестезии. И ещё кучу интересных вещей. Например, что АЭС — не есть исключительное сатанинское изобретение, кое стоит только запретить — и у нас наступит полная экологическая благодать по всей Земле. ГЭС, конечно, не рванёт, но и безопасной и чистой от этого не делается. Как и десятки, сотни других технологий, от коих отказаться просто нереально. А реальную угрозу для человеческих генов представляют отнюдь не ГМО, а обычные промышленные выбросы и выхлопные газы автомобилей11.

И тут мог бы появиться коммунист и ненавязчиво предложить переустроить производство так, чтобы его выгоды не доставались меньшинству, а издержки — большинству. А когда до него бы дошло, что пролетарий не сможет распорядиться властью, даже если её доблестно завоюет, ибо не в состоянии отличить подлинные угрозы от мнимых, он задумался бы и заговорил бы о преобразовании элитной системы образования, делящей нас на группки узких профессионалов и массу безвольных потребителей журналистских россказней.

Но тут с топотом и гиком прибегает толпа «попсовых левых», видящих нездоровый интерес не идеального, но реального потребителя, и спешащая им воспользоваться. На шумиху вокруг борьбы против ГМО, в отличие от коммунистических задвигов, деньги находятся с такой лёгкостью, что только сознательные слепцы могут не видеть за этим интересы традиционных сельхозпроизводителей. И все довольны, все счастливы. Агрофирмы получают бесплатных агитаторов, бесплатные агитаторы могут сколько угодно воображать, что потакая антисциентистским «инстинктам» кого-то привлекают к левой платформе, а язвительные интеллигенты, вроде Леонида Каганова, получают возможность пококетничать своей научно-технической прогрессивностью и либерализмом, отстаивая своё право купить и сьесть генно-модифицированный овощ12.

«Систему образования надо менять»

Образование… Всё упирается в него. Оно является неиссякаемым источником развлечений13 для поп-левых. Образовательные реформы не могут не происходить время от времени, но едва ли не каждая из них обесценивает часть интеллектуального капитала группы уже выучившихся. Естественно, в обществе возникает волнение, а это же прекрасная возможность попинать правительство на виду у масс, не вникая в вопрос!

Поп-левых могут остановить только усвоенные приличия. Так, многие из них знают, что шовинизм или гомофобия — это нехорошо, и под такую тему подпишется разве что КПРФ. С национализмом уже сложнее, националистические ошибки можно допустить, вовсе не будучи шовинистом14. Поддержка узкокорпоративной борьбы рабочей аристократии или мелкой буржуазии — не менее популярна. С научно-техническими и образовательными вопросами совсем засада. Тут же разбираться надо. А понимания нет, даже если энтузиазма до черта.

Доходит до смешного, когда статьи против неграмотности, будто бы насаждаемой реформой русского языка15, сами пестрят ошибками и опечатками16. Но ведь классовый анализ должен идти дальше, чем интеллигентский снобизм, и подсказывать, что приближение нормы к живому языку — это, вообще говоря, прогрессивно и демократично. Занятым физическим трудом пролетариям и женщинам в патриархальных семьях такие реформы выгодны. Недаром коммунисты в России и Китае в своё время проводили упрощение орфографии17.

Другое проклинаемое нововведение — разделение высшего образования на бакалавратуру и магистратуру. Но ведь это замечательно! Это сокращает позорный разрыв между носителями высшего образования и лишёнными его (но порой выполняющими ту же работу за меньшие деньги, что отнюдь не способствует солидарности трудящихся). При сохранении ёмкости вузов, бакалавратура позволяет обеспечить высшим образованием более широкую массу молодёжи. Что вы говорите? Эту ёмкость планируют сократить? Вот против этого и следует бороться!18

Мао указывал, что «нынешний метод проведения экзаменов — это метод обращения с врагом, а не с народом», «Теперешнюю систему образования, программы, методику, методы проведения экзаменов — всё надо менять, ибо они калечат людей»19. Но нашим поп-левым дорога как память традиционная (по существу, сохранившая цеховые пережитки многовековой давности) система образования. Они не хотят выставлять требование отказа от экзаменов и всеобщего высшего образования как якобы «нереалистичное». Они предпочитают оказаться в одном строю с ретроградами. Даже движение было создано — «Образование для всех» — для разлагающей смычки левых с правыми. Несмотря на явно обозначенную в документах светскую и демократическую ориентацию, в верхушке движения свили себе гнездо явные реакционеры во главе с фашистствующим20 Сергеем Комковым.

Махровый шовинист и клерикал Михаил Леонтьев сокрушается, что тестовая система не формирует «свободно мыслящих личностей». Да неужто кто-нибудь готов поверить, что он и впрямь печётся о воспитании «свободно мыслящих личностей»?!21 Юрий Лужков предлагал отменить ЕГЭ. Кто из левых посмеет назвать его образцовым демократом и светочем культуры?! Виктор Садовничий добивался для своего МГУ права не принимать по результатам ЕГЭ. А не в его ли представлении «у академического сообщества» «общие с Церковью задачи в сфере воспитания и образования»? Не он ли — покровитель автора мошеннической «Новой хронологии» Анатолия Фоменко, не он ли освящает своим присутствием такое сборище безумных фриков, как Академия фундаментальных наук?

Не любопытно ли, что Андрей Фурсенко умудрился перебежать дорогу и православным церковникам и оккультистам-лжеучёным? Не странно ли левым пинать его в унисон с ними? Когда тут же они его клеймят22 за подмену «Историей мировых религий» чаемых ими «Основ православной культуры», т. е., фактически Закона Божьего?

Наконец, и один из популярнейших российских клоунов — Михаил Задорнов — выдал огромную статью23, продемонстрировав свойственный ему высший класс пропаганды, рассчитанной на тупого обывателя. Всему нашлось место в его мусорном букете — и лести русскому национальному чувству, и слабо замаскированной под антиимпериализм ксенофобной конспирологии, и низкопробным хохмам, и откровенным фальшивкам, вроде «доктрины Даллеса». Вот только к рациональности читателя Задорнов не обращается, и это неспроста.

По существу, огромная заслуга ЕГЭ в том, что он вытащил на общественное обозрение тот неприглядный факт, что государственная школа не подготавливает детей для поступления в вуз, что между школьным образованием и вузовскими требованиями существует разрыв, заполняемый, в лучшем случае, рынком репетиторских услуг, а в худшем — рынком взяток. Разумеется, все теперь недовольны: репетиторы лишаются заработка, вузы — возможности контролировать приём и подкармливаться на абитуриентах, школы дополнительно нагружены. Но именно эту проблему достаточности гарантируемого государством среднего образования для поступления в вузы ЕГЭ пытается решать и это очень хорошо для народа, особенно для беднейших слоёв. Поэтому он не очень-то спешит принимать участие в модной антиЕГЭшной истерии.

Кроме того, как ни курьёзны раскапываемые в заданиях ЕГЭ ляпы, они не создаются какими-то инопланетными злодеями в министерстве, а отражают (бедственное) состояние образования в целом. Только при старой системе все эти ляпы были рассеяны по стране и не привлекали особенно скандального внимания. Теперь же, вследствии стандартизации, их нельзя больше игнорировать. Это замечательный повод для движения за общественный контроль и демократизацию экзаменов! Вместо патерналистских упований народ должен приучиться брать судьбу в свои руки.


Поп-левые стремятся не воспитывать массы, а спекулировать на их непонимании и деморализации. Поэтому в любой возникающей шумихе они всячески способствуют страусиной стратегии «простого» решения проблем, благо оно отвечает неосознанному порыву запутанного народа. Атомные электростанции24 — закрыть, генные модификации — запретить, экзамены из государственного мероприятия вновь вернуть в разряд тёмных делишек отдельных учреждений, а подготовка к ним опять будет протекать стихийным, частным образом, без ответственности школы. С глаз долой — из сердца вон. Эта поощряемая попсовыми левыми стратегия прямо противоположна установлению народовластия и диктатуры пролетариата.

Примечания

1 Что значит — «для какой?»?! Повторяю — для общественно-экономической.

2 Е. Лукин. Амёба.

3 В. Высоцкий. Товарищи учёные.

4 Как будто такое дерьмо кому-то, кроме его нынешних владельцев, нужно. Все нормальные люди мечтают его «разрушить до основанья».

5 …Телепузиками, покемонами, гигантскими человекоподобными роботами…

6 Речь идёт о реальном сообщении Газеты.ru от 13 ноября 2009 г., что «учёные… пытаются установить концентрацию воды в воздухе» в лунном кратере Кабеус.

7 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 1, с. 77.

8 Т. е. коммунистов.

9 Т. е. идеальный, воображаемый пролетарий.

10 Вот, к примеру: «Ноябрьские проверки в магазинах Москвы и Санкт-Петербурга показали, что до 90 % продуктов питания, входящих в так называемую потребительскую корзину, не соответствуют сертификатам качества, а 80 % — просто опасны для здоровья» (Россиянам стоит верить только в ГОСТ.— GZT.ru, 2 декабря 2009 г.). К сожалению, такие новости теряются на фоне лживых заголовков типа «Модифицированная пища сделала молоко опасным», «Ученые прочли надписи на Туринской плащанице» или даже «Над жителями Земли нависла страшная угроза», не говоря уже о «ШОК! Собака родила человека-мутанта».

11 Любишь кататься — полюби и рак лёгких!

12 Имеется в виду действительно остроумная заметка «Хочу питаться генетически-модифицированными продуктами».

13 Т. е., поводов для отвлечения пролетариата и народа от социалистических идей.

14 Так, например, произошло с троцкистским «Социалистическим сопротивлением» после российско-грузинской войны 2008 г., что в следующем году послужило одним из поводов для его раскола.

15 Особенно достаётся от снобов несчастному слову «кофе», которое своей формой прямо-таки вопиёт, что должно быть среднего рода, а его мужской род — это сама по себе историческая ошибка, наследие когда-то более распространённого слова «кофий».

16 Как в «Бумбараше» № 5 и № 7 за 2009 г.

17 Характерно, что чанкайшисты на Тайване сохранили традиционную иероглифику, а в КНР вскоре после смерти Мао Цзэдуна, уже в 1978 г., при ревизионистах, началось возвратное движение, дошедшее даже до предложений полностью «откатить» осуществлённые реформы.

18 Но тоже без фанатизма. Учтите, что до сих пор число студентов только росло: за 1994—2008 гг. только в государственных вузах — в 2,5 раза. Между прочим, именно расширение сферы высшего образования — причина унификации и стандартизации экзаменационных процедур.

19 Мао Цзэдун. Беседа в день Праздника весны (13 февраля 1964 г.).

20 См., напр., его книгу «Русская воля».

21 С другой стороны, представление, что правящий класс государственно-монополистических капиталистов жаждет получить работников, неспособных к гибкому мышлению,— явная идеалистическая паранойя.

22 Отметился сам Патриарх, посетовавший, что «как и в годы государственного атеизма, мы встречаем активное противодействие преподаванию в школах основ православной культуры» («История мировых религий» не может заменить «Основы православной культуры».— Православие.ru, 31 января 2006 г.).

23 М. Задорнов. ЕГЭ — контрольный выстрел в российскую систему образования.— «Новые Известия», 28 сентября 2009 г.

24 Между прочим, самая трагичная в истории техногенная катастрофа произошла отнюдь не на атомной электростанции, а на химическом заводе в Бхопале в 1984 г. И что теперь, инсектициды не производить?