Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья… Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек…
К. Маркс
Будем справедливы. Не только в Латинской Америке, но и в России существует «теология освобождения». Говорят, что на суде над Соколовым журналист спросил «красного попа» Пичужкина (на фото), почему иерархи РПЦ нелояльны к коммунистам. «Они продались… за деньги», объяснил святой отец. «А не хотите ли вы в таком случае создать новую конфессию», продолжал наседать журналист. Пичужкин в изумлении уставился на него: «…А что? Это мысль!»
С тех пор ходят упорные слухи об образовании «Марксистской революционной церкви». Не по-нашему, конечно, но…
Что заставляет меня писать эти проникнутые ядом строки? Только одно — в силу стечения обстоятельств я приобрел некоторый религиозный опыт, который может оказаться для кого-то интересным, а может быть и полезным. Лично мне он помог выработать определенный иммунитет и изрядную критичность по отношению к мировым религиям, доступным жителю средней полосы России.
Не беря в рассмотрение философскую сторону тех религиозных течений, с которыми я столкнулся (я планирую посвятить этому отдельные статьи), в данном документе я лишь хочу поделиться с читателем личными впечатлениями от моих контактов с их конкретными представителями. Предвидя всплеск негодования верующих, чьи чувства я, возможно, задену, прошу отнести все обидное на счет скудоумия автора и рассматривать этот текст с долей юмора. LMD!
Так как родился я в нормальной семье, не осененной благодатью свыше, и имел партийных родителей, интерес к духовной жизни человека проснулся во мне достаточно рано, видимо из-за присущего мне духа противоречия. В доперестроечные времена интересоваться религией и попутно не бичевать её — это был, знаете ли, протест :) Это сейчас протесты стали хорошим тоном, а в то время, к примеру, мой реферат по обществоведению «Отношение православной церкви к проблеме эвтаназии» вызывал определенное непонимание среди некоторых педагогических сеятелей разумного, доброго и вечного (особенно если принять во внимание, что я был каким-то секретарем комсомольской ячейки).
Но постепенно бравада сменилась пониманием и жаждой просветления. Штудируя доступные мне тогда христианские источники, а их было два — Библия и произведения архимандрита Феодора (умный мужик, кстати), я довел свой организм до печального финала — к моменту окончания средней школы я хотел поступать в духовную семинарию. Не стоит, правда, думать, что я был этаким тихим мечтательным ребенком, скорее наоборот, но эта блажь засела мне в голову и рисовала идиллические картины собственного прихода, а там, глядишь, и свечного заводика с оборудованием по разливу святой воды. Спасибо родителям — не приняли они это всерьёз, и решил я пожить в миру пока молодой. Сам я технарь по натуре, поэтому поступил в МИЭТ, оторвался от дома и начал искать свою дорогу по оптимизации души.
Настороженность появилась сразу при крещении. Крестили меня вместе с другими кандидатами оптом, причем за определённую (и немалую) сумму дензнаков + бонус пак: свечи, занесение в каталог на следующую службу, рекламные брошюры, листовка с текстом молитвы на старославянском, причем набранная нечитаемым шрифтом. Мои крёстные разорились даже на специальное предложение — 10-ти минутная беседа отца-настоятеля с новокрещённым + уникальная возможность поцеловать какой-то особый крест.
Потом было несколько инцидентов, начиная с того, что батюшка тихо матерился себе под нос (я просто рядом с ним стоял) по поводу незнания никем из клиентов молитвы «Верую» и кончая тягостным нежеланием двух молодых девушек раздеваться до пояса для обмытия в купели. Причем требовалось снять всё до пояса, справедливости ради замечу, что ситуация нормализовалась с появлением ширмы, за которой этот святой человек и уединился с молодыми, проигнорировав женщину в годах, которой было позволено оставить лиф и участвовать в ритуале на общих основаниях.
Самое зловещее началось потом, когда я реально узрел карающую длань господа в исполнении этого грозного экзорсиста. В церкви было очень жарко, но ни одной скамейки не было. На просьбу одной бабушки (которая вроде не участвовала в обряде, а пришла с кем-то) принести стул этот инок величественно сослался на внутренние правила церкви, после чего счел вопрос исчерпанным. Далее, во время одного из особо красивых оборотов штатной молитвы, эта старушка потеряла сознание от жары и столбом рухнула на пол, разбив себе лицо в кровь. Мы все бросились к ней на помощь, но были остановлены грозным рыком жреца, который запретил прикасаться к бабке и начал вещать о наказании божьем за грехи, упирая при этом на просмотр передачи с Кашпировским (терапевт олицетворял зло). Похоже, наступил его звёздный час, длившийся минут десять.
Когда, наконец, старушку унесли и кровь вытерли, процедура продолжилась. Далее всё прошло без особых эксцессов, но я ещё долго вспоминал это действо позже. Поверьте мне, даже не учитывая мое личное отношение, всё это выглядело весьма некрасиво. Ко мне же в душу закралось сомнение…
Не буду далее утомлять читателя событиями прошедшего после этого года, в который я много читал и ещё больше общался со служителями этого культа. Скажу лишь, что среди них я не встретил ни одного достойного человека (и почему я такой невезучий?). Как итог — я решительно порвал с христианством. Так как оно довольно распространено у нас, читатель сам может сделать свои выводы относительно правильности этого шага, от себя лишь приведу ещё один эпизод.
Среди белого дня я прохожу мимо одной церкви и наблюдаю такую картину. Видимо закончив службу, молодой упитанный жрец выходит из церкви и, поигрывая ключами, садится в красный «Опель». Стоящие рядом старушки начинают заученно кланяться, на что этот отморозок опускает стекло и высовывает из машины руку. Облагодетельствованные бабки начинают неистово целовать её, но недолго, так как рука быстро исчезает, стекло поднимается и «Опель» величественно уезжает. Комментарии, по-моему, излишни.
Итак, я счёл себя свободным от христианства, но душа оставалась голодной. Тогда я решил прочесть, наконец, документацию. Оказалось, в мире полно религий. Даже больше чем нужно, чтобы объять всё. Пришлось выбирать. У Хайнлайна я как-то читал, что Коран нужно читать в подлиннике, чему я с облегчением поверил. Блаватская и прочие мистики тогда меня не впечатлили, христианство отпало ранее, зороастризм и экзотические культы я отмел интуитивно. Следующим этапом напрашивался буддизм. К своему стыду, я изучил его менее всего, непостижимым для меня образом перескочив на Индию.
Вот уж где раздолье. Упанишады в полном объёме занимают уйму томов, поэтому пришлось пользоваться тезисными суррогатами. Спустя некоторое время я уяснил, что различные виды йоги в религиозном плане очень сильно заточены под конкретные условия и практически неприменимы в нашей действительности. Но глубина древнеиндийской философии впечатляла. Назревал следующий шаг — нужен был учитель, поисками которого я и занялся.
Параллельно я ознакомился и отмел ещё несколько верований, останавливаться на которых не буду, отметив только, что поразил Кастанеда своей практической хваткой и удивили Рерихи, которых я так и не понял.
Я, похоже, сейчас всех верующих против шерсти глажу, так что на этом остановлюсь, перейдя к следующей части, тем более что обсуждение информационного наполнения этих учений не входит в тему данной «работы».
Не ожидал, что найти толкового гуру в Москве настолько сложно. Может я такой невезучий, но я не нашел ни одного :( Специалистов по Упанишадам встречал, врать не буду, но они были совершенно не религиозны, а скорее олицетворяли научный подход, к тому же прохладно относились к дилетантам вроде меня. Но свято место пусто не бывает — через некоторое время я прибился к кришнаитам.
Кришнаиты, пожалуй, оказались наиболее милыми и безобидными людьми среди всех религиозных жертв. Надо сказать, что они взяли за основу действительно сильный текст — «Бхагават Гиту». На этом хорошее кончается и возникают многочисленные НО… Так как подавляющее большинство из них было россиянами, столь нехарактерное для нас учение приживалось либо на слабохарактерных, либо на туповатых индивидах. И те, и другие легко попали в зависимость от руководства, первые в силу бесконфликтности, вторые из-за проблем с первоисточником, который не в состоянии были осилить IMHO. В результате духовные наставники вертели учениками, как хотели, не встречая сопротивления.
Что есть, то есть, критического отношения к жизни у почитателей Кришны не хватало. Но это вряд ли можно поставить им в вину. Гораздо больше сомнений вызывали у меня духовные наставники. Здесь я рискую перейти на личности, поэтому скажу вкратце, что, по моему мнению, общество Сознание Кришны было задумано (или выродилось впоследствии) как коммерческое предприятие, целью которого была не только прибыль, но и получение определенной власти над некрепкими душами. Как итог скажу только, что, пообщавшись с высокими духовными наставниками, я завязал и с этой религией.
Как пример типичного, на мой взгляд, кришнаитства локализованной версии приведу такой случай. Среди нас были родные брат и сестра, с которыми я особенно хорошо сошёлся. Они немного напоминали хиппи, и, на мой взгляд, были достаточно неглупыми людьми, особенно сестра. Но в какой-то момент именно из-за неё у меня возникли разногласия с её братом. Не буду вдаваться в подробности, но, в конце концов, брат вызвал меня на мужской разговор. Когда мы вышли во двор, он неожиданно заплакал и начал меня умолять не сбивать сестру с пути истинного, совершенно застав врасплох. Осуждать я его, конечно, не могу, но в тот момент у меня возникла мысль: если эта религия такое делает с людьми, значит мне с ней не по пути. Объяснил я, наверное, немного путано, но неприятие возникло именно на эмоциональном уровне.
В целом же, как люди рядовые кришнаиты лично у меня оставляют приятное впечатление, к сожалению сильно замешанное на жалости к ним. Итак, я снова оказался в свободном поиске…
Моё знакомство с мормонами оказалось случайным. Один знакомый как-то сказал мне, что прибывшие из США мормоны хотят со мной пообщаться. Мне, конечно, польстила подобная известность за рубежом :) и я назначил встречу с ними в родной МИЭТ'овской общаге.
Ровно в назначенное время в комнату вошли двое этаких ухоженных розовощёких паренька примерно моего возраста в полном боевом прикиде (костюмчики, галстучки и т.д.). Поначалу мне даже неудобно стало за мою полинявшую майку «Morbid Angel» и легендарные джинсы, которые я носил в общаге много лет, ни разу не стирая. Потом я вспомнил, что не это главное, и мы приступили к общению, которое состояло в их последовательном отказе от водки, пива, вина «Золотая осень», снова водки, пива и, наконец, чая. Оказалось, они согласны лишь на молоко, которого у нас в комнате отродясь не бывало, и мы вынужденно перешли собственно к этапу охмурения.
Этот этап начался с того, что мне начали задавать короткие вопросы типа «Что ты понимаешь под Богом». Едва выслушав мой пространный ответ, они переходили к следующему вопросу, почти не связанному с предыдущим. Поначалу меня это удивило, затем ситуация прояснилась. Оказывается, у них имелась методичка по охмурежу, которую они мне и зачитывали. Кода вопросы из методички кончились, они вкратце зачитали историю их церкви (к слову сказать — редкостный бред).
Заканчивали они уже на подъёме (я даже начал озираться, не поднимают ли у меня за спиной американский флаг), мне же было ужасно смешно. В какой-то момент я даже захотел вскочить и, подняв руки, спеть что-нибудь из репертуара телепроповедников, но вовремя сообразил, что они могли принять это всерьез.
Когда их официальная миссия завершилась, мы перешли к неформальному общению. Сами понимаете, какое оно может быть не только без пива, но даже без чая. Когда мормоны достали свои фотографии, я было решил что они хотят продать мне «Гербалайф», но, к счастью, всё обошлось. На фотографиях были их дома во Флориде, хотя я сначала принял это за санатории. Оказывается, они добровольно отказались от всего этого, чтобы нести таким как я свет. Конечно, не их вина, что они родились такими тупыми, IMHO, это беда нации, но своим посещением они навсегда привили мне аллергию к Мормону. Не знаю, сможет ли теперь их движение оправиться после такой потери :)
В целом же, впечатления опять остались тягостными. Нам не понять их, им не понять нас. Да они и не особенно хотят. Заключительный штрих. На пикнике, устроенном мормонами для заблудших, и взрослые в котелках и пухленькие мормонские дети с увлечением играли в следующую игру. Шторка с отверстием, в которое счастливчик вставляет голову и начинает уворачиваться. Остальные начинают метать в него теннисные мячики, стараясь попасть в лицо. Я далеко не ангел, но меня стошнило в тот раз.
Принимая посильное участие в дальнейшей жизни, я с удивлением констатировал следующий факт: народ начал дуреть. Всё меньше смысла, всё больше бреда :( Проповедники на улицах уже слабо ориентируются в Библии, на которую ссылаются, а на робкую попытку вступить в дискуссию всё чаще разражаются бранью. Стремительным домкратом пронеслась по стране лучезарная Мария-Деви Христос со своими шизофрениками. Одно время я получал удовольствие, кося в компаниях под её последователя, но резко прекратил это, как только заметил, что народ начал с интересом прислушиваться :(
Наверное, это закономерный итог смутного времени, но на фоне духовного разброда пышным цветом расцвели зарубежные коммерсанты-проповедники. Побывав в деревне у родственников в глуши под Ржевом, я обнаружил, что там всё схвачено одной из мутаций евангелистов, которые учили своих прихожан молиться «от души». На практике это выглядело так — молящийся неожиданно начинал нести бессмысленную тарабарщину, поймав коннект с Богом, и вывести его из этого состояния составляло определенную трудность.
К счастью, там народ быстро сориентировался, заметив, что наиболее ревностные прихожане щедро одариваются денежными знаками. Полку поборников директной связи всё прибывало и постепенно создавалась потрясающая атмосфера психушки. К сожалению, некоторые воспринимали все это всерьёз, но их сможет понять тот, кто знаком с тяготами российской глубинки.
Тот период отразился на мне депрессией и ощущением безысходности, поэтому я закончу повествование о нём, тем более что доступных каждому примеров более чем достаточно.
Дальнейшей моей попыткой отыскать истину и одной из самых больших надежд был Сатанизм. Тех, кого отвращают подобные мои слова, я хотел бы спросить: а разве это не закономерно? Разве мало сделали те же описанные мной христианские светочи для этого? Я практик и готов исследовать любое мнение на практике, и господа из красных «Опелей» могут морщить нос сколько угодно.
К сожалению, с практикой вышло туго. Просто поразительно, как можно опошлить и погубить на корню столь богатейшую концепцию. Сатанизм в нашей стране IMHO мертв. И не потому что побежден идеологически, а токмо волею дебилов-подростков, величающих себя сатанистами. Полоумный бред, выдаваемый ими, интересен разве что психиатру. По моему мнению, большинство сатанистов в нашей стране просто больны психически.
А ведь есть же глубоко разбирающиеся в учении люди. Они не беснуются на страницах СМИ и на концертах псевдометаллических групп. Из-за этого они не видны и доступа к ним нет. Поэтому я и говорю о вырождении сатанизма в России.
Кстати, black-metal группы, проповедующие сатанизм, зачастую довольно интересны. Но я заметил такой факт — чем более активно группа выпячивает свою сатанинскость, там менее интересна музыка. Тот же Гришнак (Burzum) IMHO ничего из себя не представляет в музыкальном плане. Может быть единственное исключение — Dark Throne, да и у тех я признаю только самый первый альбом.
Итак, лет десять прошло, и с чем же я приобрел? Пробрел я неизмеримо много — опыт, критическое восприятие жизни, сомнения. С другой стороны — депрессии, циничность и, наверное, весёленькую загробную жизнь :)