Реформа образования, которую вовсю развернули сегодня министр образования
Прежде при принятии федерального бюджета затраты на образование выделялись отдельной строкой и составляли не менее 3% госрасходов. Эта строка была защищённой, т.е. её нельзя было секвестировать ни при каких обстоятельствах. Теперь такой защиты нет. Законом №122-ФЗ отменён также минимум зарплаты профессорско-преподавательского состава, который составлял не менее
Прежний закон об образовании предусматривал обязательную квоту бесплатно учащихся студентов: 170 человек на каждые 10 тыс. населения. Теперь эта квота существует только для узкого круга федеральных вузов, то есть все остальные вузы вполне могут полностью отказаться от бюджетных мест, заменив их платными.
Ранее предусматривалось обязательное бюджетное финансирование содержания общежитий в размере 1.5 МРОТ на студента. Закон №122-ФЗ вообще отменил бюджетное финансирование общежитий, в т.ч. и для федеральных вузов. Источником доходов, который может быть направлен на содержание общежитий, является сдача в аренду площадей, а значит студентов в общежитиях начнут сильно «уплотнять» для их высвобождения.
Отменены все льготы для студентов по проезду в общественном транспорте. Совсем грустно с правом студентов, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях, на проезд домой раз в год туда и обратно. Теперь, если ты приехал из Норильска на учебу в Питер или Тверь, то родителей, скорее всего, не увидишь все пять лет своего обучения.
Бесплатное пользование студентами библиотеками и информационными фондами вузов сохранено только для федеральных вузов.
Пока удалось отбить отмену льготного налогообложения для образовательных учреждений, которая отложена до 2007 г. При переходе к подушевому финансированию эта мера приведёт к закрытию школ, где обучается менее 1000 учеников. Так, по Пролетарскому району г. Твери останется всего три школы, в Академгородке г. Новосибирск всего одна.
Что касается вузов, то ранее любые доходы, полученные вузом от предпринимательской деятельности и направленные на организацию учебного процесса, освобождались от налогов. Теперь доходы вузов (кроме платы за обучение) облагаются налогами вне зависимости от того, на какие цели они направляются, что естественно будет стимулировать руководство вузов к переводу таких денег в собственный карман, а не направлению на учебные цели.
С начала 2007 г. вступил в силу закон «Об автономных учреждениях». Путин, наплевав на многочисленные протесты студентов и преподавателей, подписал этот скандальный закон не когда-нибудь, а в «день народного единства», после принятия его депутатами Госдумы от «Единой России» и других прокремлёвских объединений и одобрения Советом Федерации.
«Автономные учреждения» — новая форма собственности большинства государственных организаций не только образовательной, но и всей соцсферы. Отныне — это уже не государственные учреждения, а фактически частные предприятия, ориентированные на получение прибыли. Школы, ВУЗы, детские дома, библиотеки и музеи, лишенные статуса госучреждений, фактически теряют бюджетное финансирование, а их работники — ещё остававшиеся у них льготы. Трудовой коллектив АУ не имеет никакого влияния на принятие решений (назначение директора, решение о приватизации и т.д.).
Для того, чтобы купить, например, профучилище, ставшее «автономным учреждением», заинтересованным лицам надо договориться с чиновниками и руководством АУ, а потом подвергнуть банкротству. По окончании банкротства, любое АУ можно перепрофилировать. Студенческие общежития могут стать гостиницами, музыкальные школы — магазинами или казино и т.д.
Новый статус учебных заведений и учреждений культуры позволяет не только ввести платное обучение, но и изменить уставные цели! А так как образование и культура неприбыльны по определению, принятие этого закона повлечёт массовые закрытия школ, библиотек, музеев, детских домов. Их имущество пойдет с молотка.
Как утверждают специалисты из Федерального центра тестирования, нынешний вариант ЕГЭ показал полную свою несостоятельность. По словам чиновников Минобразования, это повысит доступ к высшему образованию детей из сельской местности, но, как образно заметил на Конференции «Единый государственный экзамен в российской системе образования» Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков: «Много ли вы можете привести примеров, когда девочка из чувашской деревни или мальчик из чеченского аула поступил в ведущий московский или питерский вуз? Вряд ли. Это связано с тем, что родители вряд ли смогут содержать своего ребенка в Санкт-Петербурге, а, тем более, в Москве».
Тестовые задания ЕГЭ очень низкого уровня и его результаты в группах «отлично» и «неудовлетворительно» дают очень большую погрешность. Кроме того, по многим субъектам федерации идут значительные подтасовки результатов ЕГЭ.
Отношение к ЕГЭ среди директоров школ неоднозначно. Так один из директоров в личной беседе отметил, что ЕГЭ по физике и по истории бессмысленны, поскольку не показывают знаний учащихся-абитуриентов. Разве может показать тест понимание учеником исторических явлений и событий — или физических явлений? Да и качество тестов по истории, кстати, вызывает большие претензии у учителей-практиков. Поэтому все участники вышеупомянутой конференции были едины в том, что ЕГЭ в нынешнем составе нельзя узаконивать.
По всё тому же закону №122-ФЗ сельские учителя потеряли многие социальные гарантии. Сейчас в сельской местности началось повальное закрытие школ и ребят переводят в соседние сельские школы, иногда за несколько десятков километров. Понятно, что это означает при нашем аховом состоянии дорог и транспорта.