Н. Леонидов,
ноябрь 2000 г.

Письмо о реформе прокуратуры №1

…Следует заметить, что к планам лишить прокуратуру общенадзорных функций зачастую прибавляются (а в случае принятия [нового] законопроекта — и прибавятся) ещё и планы лишить прокуратуру функций осуществления предварительного следствия, выделив следствие из всех ведомств (МВД, прокуратура, ФСБ, налоговая полиция — ст. 126 УПК РСФСР) в отдельный Следственный комитет (при Правительстве?) РФ.

Совершенно издевательская инициатива.

В свете оного по-новому выглядит и положение (широкой публике неизвестное) о создании т.н. Фонда развития органов прокуратуры РФ. Суть очень простая — все организации, подавшие жалобы на нарушения закона и в интересах которых прокуроры предъявляют иски в суды (арбитражные суды), обязаны 10% от взысканной в их пользу суммы перечислить в указанный фонд. Эти 10% оговариваются какими-то соглашениями между соответствующей прокуратурой и организацией. Сей критерий (кто сколько «накапал» в этот чёртов Фонд) постепенно становится основным при определении эффективности работы той или иной прокуратуры и даже того или иного работника. Что это, как не целенаправленная дискредитация органов прокуратуры?!! (Кстати, 50% из собранной прокуратурой субъекта Федерации суммы забирает себе Генеральная).

Также следует указать, что в случае, если прокуратуру отнесут к органам исполнительной власти (хотя, непонятно почему — ведь прокуратура не занимается исполнением законов, а лишь надзирает за точным и неукоснительным исполнением законов всеми), то сама-то исполнительная власть останется без независимого надзора. А если ещё учесть, что ряд правоведов относят и Президента к исполнительной ветви власти, то… можно себе лишь представить, что ожидает нас в будущем.

Конечно, нельзя не заметить, что прокуратура при Скуратове получила беспрецендентно широкие полномочия. Так, согласно закону о прокуратуре во времена Скуратова, прокурор имел право сунуть нос в любые дела, в том числе самые секретные, и ни перед кем не отчитывался в своей деятельности, кроме вышестоящего прокурора. Естественно, что в период «укрепления» вертикали власти все силы будут приложены к тому, чтобы превратить прокуратуру в беззубое ведомство государственного обвинения.

Конечно, лучше, чтобы за исполнением законов «следили» свои люди, например, министерство юстиции — полностью подконтрольное не только центральной, но даже и региональной власти. Это при том, что снять неудобного министра или начальника управления юстиции не представляет, в отличие от прокурорского работника, никакой сложности. Как это ведомство будет «надзирать» — ежу понятно.

Кроме того, совершенно, на мой взгляд, не учтено, какие затраты понесет наш дырявый бюджет. Это ведь сколько нужно денег для того, чтобы, во-первых, довести штаты Минюста до потребностей, отвечающих реализации функции общего надзора, во-вторых, переучить граждан обращаться с заявлениями по поводу трудовых, семейных, гражданских и т.д. и т.п. прав не в прокуратуру, а в органы Минюста (сколько при этом денег уйдет на пересылку соответствующих бумаг из одного ведомства в другое + сопроводительные письма), в-третьих, необходимо будет сорганизовать соответствующие структурные подразделения в городах и районах, создать штатные должности, подобрать помещения, оснастить их техникой, установить должностные оклады + районные коэффициенты и процентные надбавки, обучить и переучить специалистов, разработать соответствующие положения (кстати, прокуратура действует на основании федерального закона, и все изменения вносятся также федеральным законом, а Минюст — на основе положения, утверждённого Президентом, поэтому что Минюсту можно придавать или наоборот отбирать функции очередным указом — что в голову взбредет какому-нибудь гаранту Конституции).

Так что моё отношение резко отрицательное.