РМП-Саратов

Студенческий протест в Саратове

Сначала учебного года, в Саратове возобновил свою деятельность свободный профсоюз «Студенческая оборона», существовавший в 2002—2005 годы. Только за сентябрь и октябрь милитанты «Студ.обороны» провели целый ряд громких акций против коррупции, клерикализма и урезания прав студентов. Поводов для негодования было хоть отбавляй.

Во-первых, ещё в начале 2009 года администрация Саратовского государственного университета инициировала сокращение порядка 30-ти сотрудников вуза, объясняя это «антикризисной оптимизацией» — мол, денег нет на содержание штата. «Нет денег — сократите себе завышенные зарплаты»,— отвечали ректорату профессоры и преподаватели, за что и поплатились.

Во-вторых, несмотря на то, что, якобы, «денег нет», администрация СГУ решилась на ремонт приёмной ректора и члена партии власти Леонида Коссовича. 5 августа на правительственном сайте госзакупок появилась информация о размещении заказа на проведение работ. Организатором торгов выступило ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского». В списке приобретаемого имущества, необходимого для ремонта, значилось: «17 светильников точечных, 45 светильников с люминесцентными лампами, две люстры на подвесы с количеством ламп до 50, одна люстра и подвес с количеством ламп до 5, три бра двухламповых, одна душевая кабина с пластиковыми поддонами и один унитаз с бачком непосредственно присоединённым». Цена контракта составила 3 млн 134 тыс. рублей, что, по независимым оценкам, в 5—6 раз больше их рыночной стоимости. На эти деньги, взятые из кармана налогоплательщиков, можно было бы выплатить стипендию в 2000 рублей более чем полутора тысячам студентов или приобрести три однокомнатных квартиры для молодых семей сотрудников университета.

В-третьих, в другом, Саратовском государственном техническом университете (СГТУ) с нового учебного года началось сокращение стипендий. На некоторых факультетах, в частности на энергетическом, размер ежемесячных выплат сократился почти вдвое. Если раньше учащиеся получали в среднем по 1,6 тыс., то теперь сумма выплаты сократилась до 700—800 рублей. Дело в том, что в июле Госдума утвердила обязательство высших учебных заведений выплачивать всем первокурсникам стипендию с начала учебного года, ещё до сдачи первой сессии. Благое намерение, как всегда, превратилось в фарс. Обязав администрации вузов платить деньги только что поступившим, государство не увеличило стипендиальные фонды учреждений. Учебным заведениям пришлось искать другие источники финансирования. Руководство СГТУ решило возникшую проблему самым простым способом — залезло в карман студентам, стипендии которых было решено сократить. «Мы понимаем, что у университета могли возникнуть финансовые трудности, но не понимаем, почему расплачиваться за них должны мы. Неужели у СГТУ нет внутренних финансовых резервов? Тогда куда идут деньги от многочисленных малых предприятий вуза? Куда идут деньги от учащихся коммерческих отделений? Мы требуем от ректората пересмотреть статьи расходов университета в пользу студентов»,— заявили студоборовцы на пикете, проведённом у стен СГТУ 16 октября. Акция эта принесла свои плоды: уже 21 октября студентам СГТУ были выданы стипендии, значительно большие, чем за прошлый месяц.

Тем временем, пока «Студенческая оборона» начала набирать обороты и проводить кампании критики действующей образовательной системы, деятельностью профсоюза активно заинтересовались в управлении внутренних дел по г. Саратову. Так, 23 октября студоборовцы планировали провести перфоманс «Выметем коррупцию из вузов!» Студенты хотели собраться у стен административного корпуса СГУ с мётлами и вениками, чтобы «изгнать» из стен alma mater бесов взяточничества и поборов. Однако копы нашли в этом нечто «выходящее за рамки» и обошли нескольких организаторов акции (а до кучи и не организаторов из числа местных журналистов), чтобы предупредить их об ответственности за… «экстремизм»! Акция так и не состоялась, потому что прибывшие к месту её проведения стражи закона сказали студентам, что здесь «стоять с вениками запрещено».

Между тем, пока милиция «профилактировала» нежелательные студенческие протесты, в стенах СГУ разразился коррупционный скандал: за взятку в размере 100 тысяч рублей за решение вопроса о поступлении абитуриента на 1 курс заочного отделения бюджетной формы обучения был задержан секретарь приёмной комиссии вуза Михаил Плешаков. Если же говорить о более глобальном аспекте коррупции, то на волне тотальной коммерциализации образования, рыночные отношения вторгаются даже далеко за установленные законом пределы. Взятки стали стандартным механизмом продвижения студента на всём пути от поступления в вуз к получению диплома. Меры, предпринимаемые правительством, не могут решить проблему коррупции, а лишь усугубляют её. Так, по мнению Всероссийского фонда образования, если в 1994—1995 годах уровень коррупции при поступлении в вузы составлял порядка 150 млн долларов в год, то сегодня он уже доходит до 4 млрд.

Кроме этого, в СГУ в рамках общероссийского тренда по клерикализации школы идёт насаждение православия. Руководство вуза заявило в 2008 году о намерении возвести на территории университетского городка храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В мае 2009 года митрополит Ювеналий совершил чин освящения закладного камня на месте будущего храма. В конце августа площадка под строительство храма была огорожена металлическим забором, а в начале сентября там появился экскаватор и начались земляные работы.

В общем, работы у «Студобороны» непочатый край. Теперь свободному профсоюзу главное — не оказаться заложником «головокружения от успехов» и не скатиться в тред-юнионистскую рутину выпрашивания подачек, а гнуть антикапиталистическую линию. Ведь только в политической борьбе с рыночным злом, порождающим клерикализацию и коммерциализацию образования, можно добиться настоящих успехов — покончить с устаревшими порядками в школах, университетах и повседневной жизни.