6 августа прошлого года года стачком ТМЗ принял решение о блокаде Северной железной дороги (СЖД). В тот же день инициативу тутаевцев поддержал координационный совет стачкомов Ярославской области. 13 августа утвердили сроки и форму протеста. 14-го была уведомлена администрация Ярославля. В полдень 24 августа в район станции Приволжья на митинг прибыли рабочие с ТМЗ, ярославских предприятий. Руководители координационного совета озвучили требования: отставка Президента РФ, смена экономико-политического курса, изменение Конституции РФ. Цель — поднять рабочих Центральной России на блокаду Москвы. Уже к вечеру пикетчики разбили лагерь.
Начиная с 6 августа и вплоть до последнего дня пикета велись жаркие споры, какую тактику избрать. Попов В.А. — председатель стачкома Тутаевского моторного завода настаивал на том, чтобы уже 24 августа выйти на рельсы и блокировать ж/д до тех пор, пока не дождёмся поддержки рабочих Центральной России (стояние лагерем в двухстах метрах превращает акцию протеста в фарс). Сокоординатор Воробьев А.В. настаивал на мягком варианте, мотивируя это тем, что ярославские рабочие ещё не готовы к решительным действиям, а через две недели ярославцы узна́ют о пикете и рабочие подтянутся. Координационный совет решил ограничиться пикетированием, перекрытие провести 9 сентября. Руководителем пикета избрали Воробьева А.В. Но и через две недели, и через два месяца ярославских рабочих на пикете больше, чем было раньше, не стало.
Почему так получилось? Во-первых, председателей стачкомов на предприятиях знали единицы. Во-вторых, в Ярославле «дрова в самом деле были не такие сухие», как в Тутаеве, и чтоб их разжечь, необходимо было проводить трудоёмкую работу в трудовых коллективах, но такая работа или не проводилась вовсе, или была недостаточна. А стачечники в это время занимались написанием ста вариантов резолюций и обращений. Агитацией в трудовых коллективах занимались труженики с ТМЗ, приезжающие из Тутаева на автобусах каждый день. В-третьих, боязнь личной ответственности доходила до того, что некоторые лидеры стачкомов хором заявляли: вы представляете, к чему нас призываете? За выход на рельсы нас всех в тюрьму посадят!
Неужто «товарищи» не знали, что вообще за противостояние властям по головке не гладят. Поэтому нет ничего удивительного в том, что одни из них ушли в «Яблоко», другие в «Отечество». Постоянно на пикете находилось десятка два рабочих с ТМЗ, десяток комсомольцев, несколько рабочих с ярославских заводов и члены штаба. Днём приезжали автобусы с тутаевскими тружениками.
Закономерно, что пикет разделился на два крыла: умеренное — большая часть штаба во главе с Воробьевым А.В., и революционная — комсомольцы, рабочие ТМЗ во главе с Поповым В.А. Мы настаивали на жёстком перекрытии железной дороги 9 сентября, но Воробьев опять отстоял мягкий вариант. Рабочие на рельсы не выходили, остановились в нескольких метрах. На этот раз власти выполнили свои обещания, на протяжении трёх часов ни один товарняк на Москву не прошёл.
Заседания штаба превращались в жаркие многочасовые схватки, стачечники продолжали политику лавирования, поэтому сроки очередного перекрытия оттянули на месяц, то есть на 8 октября. Мы пытались убедить ярославцев, что проводить пикетирование 8-го, после Всероссийской акции протеста, намеченной на 7 октября — абсурд. Получится так: 7 октября на Советскую площадь придут тысячи, выплеснут свое недовольство, а на перекрытие восьмого числа никто не придёт. История не раз доказывала, что если не успеть взять инициативу на подъёме, то на спаде движения массы поднять будет трудно. Так получилось и в этот раз.
7 октября на Советскую площадь двигались колоны с пяти направлений общей численностью более двадцати тысяч человек, основная колона шла от пикета. Восьмого же числа на перекрытие пришло триста человек, из них двести на автобусах привезли с ТМЗ. А теперь представьте себе, что эти двадцать тысяч повернули 7 октября на перекрытие железной дороги. Малочисленность перекрытия стала решающим ударом, после которого пикет уже не смог оправиться. Большая часть пикетчиков была деморализована. Политика лавирования и сдерживания привела к дискредитации пикета. Бездействие и бесполезное стояние привело к разувериванию рабочих в нужности этой акции. Для того, чтобы провести подобную акцию снова, понадобится больше усилий и времени убедить рабочих в том, что новая акиия протеста не выльется в пустое махание флагами.
Спустя некоторое время стачком ТМЗ решил: в связи с несогласием с проводимой штабом пикета политикой, присутствие представителей ТМЗ приостановить, палатки из лагеря снять.
Пикет стал местом рождения нового революционного комсомола. Через школу пикета прошло много молодёжи. 19 из них были приняты в комсомол. Ребята попали в доселе неизвестную им обстановку товарищества, где все были зажжены одной идеей. Многие из них впервые прочитали труды классиков марксизма-ленинизма. Узнали, как эффективнее защищать свои права. Осознали, насколько важна настоящая организация. Вернувшись в серую обыденную жизнь, многие не смогли сохранить огонёк, зажжённый в них на пикете. Кто-то ушёл в обывательщину, но для большей части пикетная школа коммунизма не прошла даром, они по-прежнему ведут борьбу в рядах комсомола, рабочего движения.
С большой долей уверенности Ярославский пикет можно назвать новой Коммуной. У Коммуны и у пикета идея была одна: избавить рабочего от гнёта буржуазии. Как в Коммуне, так и на пикете отсутствовали товарно-денежные отношения, еда, сигареты были бесплатные, каждый брал по своим потребностям, при этом старался не обделить товарищей. Как в Коммуне, так и на пикете охрану порядка осуществляла «народная милиция» (служба безопасности). В ночное время в охране лагеря принимал участие весь народ. Были и отличия. Если в коммуне руководство выбирали сами коммунары, то штаб пикета выбранным пикетчиками не являлся… А если бы штаб выбирали сами пикетчики, то и судьба всей акции протеста, уверен, была другой. Как бы ни злорадствовали наши враги, но Парижская Коммуна не исчезла бесследно, она жива! Она снова и снова возрождалась в Советской власти в 1905 г. и 1917 г., на «Горбатом» мосту и пикете Ярославль-98. Наследники парижских коммунаров взяли власть в Ясногорске. Трепещи, буржуй — революция продолжается!
Пикет простоял вблизи станции Приволжья восемьдесят дней и ночей. 11 ноября 1998 года рабочий пикет Ярославль-98 прекратил своё существование. Пикет не смог добиться осуществления всех своих требований, Для этого необходимо сплотиться всему трудовому народу в едином порыве протестных действий. А почему не сплотились? Причин множество. То, что «дрова не совсем подсохли», да и тактика штаба была порой неправильной и многое другое. Главное, что не побоялись, выпрямились, встали хоть небольшой, но всё же дружиной, готовой защищать права рабочего класса. И если сможем извлечь уроки из наших ошибок, то новые 80 дней и ночей, я уверен, потрясут весь мир.